3 июня.Евангелие от Иоанна. Глава 21, ст. 15–25.
15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
(Ин. 21, 15–25)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о беседе воскресшего Спасителя с апостолом Петром на берегу Галилейского моря.
Во время трапезы, приготовленной для Своих учеников Спасителем, Он обращается к Петру с вопросом о том, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, этим вопросом Спаситель хотел испытать любовь Своего верного ученика, который на словах был готов пойти за Ним, но в момент суда над Христом трижды отрекся от Него.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Весьма характерно, что в первый раз Господь спрашивает Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? – как бы намекая на то, что Петр обещал Господу бóльшую верность и преданность, чем другие ученики. Характерно и то, что Он называет Петра его прежним именем – “Симон”, – а не Петром, ибо отрекшись, обнаруживши неустойчивость, отсутствие твердости духа , он тем самым перестал быть “Петром”, то есть – “камнем”».
Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа, ссылаясь на Его всеведение: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15).
Более того, по своему смирению, Петр вместо глагола «агапан» [ἀγαπᾶν], «любить», произнесенного Господом и подразумевающего любовь жертвенную и снисходящую к ближнему, употребляет другой глагол – «филин» [φιλεῖν] , подразумевающий дружеское, сердечное расположение. Таким образом, Петр уже не настаивает на том, что его любовь ко Христу является жертвенной, как он утверждал ранее. Ведь в момент суда над Спасителем, когда, казалось бы, эта жертвенная любовь должна была обнаружить себя, он проявил малодушие.
Господь дважды обращается к Петру с вопросом о любви жертвенной, но в ответ слышит слова, выражающие чувства дружеской любви. Поэтому третий вопрос Спаситель задает иначе, используя глагол «филис» [φιλεῖς], то есть как бы говоря: «Действительно ли ты друг Мне, Симон?» Петра же опечалило как раз то, что он не сразу понял суть вопроса и, следовательно, не выразил готовности проявить жертвенную любовь по отношению к Своему Учителю и каждому верующему человеку.
Блаженный Феофилакт поясняет: «Трижды спрашивает его для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому…»
Первый вопрос, который Господь задает по Своем воскресении каждому из нас, дорогие братья и сестры, касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» И это действительно важно, потому что отношения со Христом и жизнь каждого из нас зависят только от ответа на этот вопрос.
Ведь любовь всегда связана с ответственностью и жертвенностью. И следовательно, мы по-настоящему любим Христа, если готовы отсечь все греховное, все то, что не соответствует Евангелию, взять свой крест и, исполняя волю Божию, последовать за Христом.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)