5 июня.Евангелие от Матфея. Глава 18, ст. 10–20.
10. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13. и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16. если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17. если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Мф. 18, 10–20)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат притчу о заблудившейся овце и повествуют о беспредельной любви и милосердии Божием к падшему человеку.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, Господь сравнивает Себя с пастырем, который, оставив целое стадо, то есть бесчисленные сонмы ангелов, пошел искать одну заблудшую овцу, то есть падшего человека».
История, рассказанная Христом, была понятна окружавшим Его людям. Необходимо отметить, что в Иудее того времени пастбища были расположены в холмистой местности, которая находилась, подобно горному хребту, в самой середине страны. Это было узкое, гористое плоскогорье без каких-либо ограничительных стен и изгородей, а потому овцам легко было заблудиться.
Пастбища были бедны, следовательно овцы много кочевали, а когда они сбивались с пастбищ плоскогорья в ущелья и лощины, тянущиеся по обе стороны, то могли оказаться на уступе, с которого невозможно было ни подняться выше, ни спуститься. И следовательно, оставались в таком безвыходном положении, пока не погибали.
В те времена стада обычно принадлежали общине, а потому при них было несколько пастухов. Вот почему один пастух мог оставить девяносто девять овец на попечение своих напарников, а сам отправиться на поиски.
А потому Господь и рисует этот образ: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18, 12–13).
Блаженный Феофилакт поясняет: «У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение – ангелы, равно и люди, это сто овец, пастырь которых есть Христос... Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости ангелов. Вместе взятое это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели».
Таким образом, Своими словами Спаситель желал показать, что Он пришел искать тех, кто уходит прочь с дороги и теряет ее. Бог не довольствуется тем, чтобы просто ждать, пока люди вернутся назад: Он идет искать их, чего бы это Ему ни стоило.
И, поскольку Бог сам ищет заблудившегося, различным образом даруя ему возможность покаяться и обратиться на путь истинный, то Христос говорит: Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 14).
Преподобный Иустин (Попович) замечает: «Когда человек пропадает и гибнет во грехе, он всегда пропадает и гибнет по своей свободной воле. Ибо никто не может его принудить ко греху: ни бесы, ни люди. Такова его богообразная свобода… А меньше всех может и хочет его принуждать ко греху – Бог… воля Отца Небесного: чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Эту волю Он выразил и провел, посылая Сына Своего Единородного, чтобы спасти род человеческий».
Воля Божия, дорогие братья и сестры, заключается в спасении всякого, кто доверится Сыну Божьему и призовет Его имя, позволяя любви Божией проникнуть во все уголки нашего существа, обновляя и возрождая нас к жизни в этом мире и будущей вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)