Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 9 июня.Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 33–41.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

9 июня.Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 33–41.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Мф. 5, 33–41)

 

В Нагорной проповеди Господь часто напоминает иудеям о том, что им уже известно. Ветхозаветный закон запрещал клясться именем Божьим. Тем более, что третья заповедь закона Божия запрещала всякое упоминание имени Божьего всуе. Современные Господу иудеи, желая буквально исполнить эту заповедь, вместо этого клялись небом и землей, Иерусалимом, своей головой. Эти-то клятвы и запрещает Спаситель.

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Он запрещает нам клясться небом и землей для того, чтобы мы не воздали твари чести и не боготворили ее… Запрещает также клятву Иерусалимом, поскольку земной Иерусалим есть образ горнего Иерусалима, и только Бог клянется Самим Собой, то есть собственной славой. Поэтому ввиду того, что предмет нашего уподобления превосходит нас, мы не должны клясться ни собой, ни собственной славой. Ибо мы не свободны, как Бог, а находимся под Божьей властью».

Таким образом, зная, что все сотворено Богом, клясться каким-либо Его творением – значит клясться Сотворившим. А потому Христос заповедует: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37).

И эти слова говорят о том, что у человека никогда не должно быть необходимости подкреплять истинность своих слов клятвами или гарантиями. Сам характер человека должен сделать клятву совершенно ненужной. Он сам и его поведение должны быть гарантией.

Борис Ильич Гладков поясняет: «Христос требовал от Своих последователей нравственности выше фарисейской: нищий духом, плачущий о своих и чужих грехах, кроткий, правдивый, милостивый, чистый сердцем и водворяющий мир достоин такого уважения, такого доверия, что ему никогда не придется подкреплять слова свои призывом Бога во свидетели; такому человеку должны безусловно верить все; от него никто не потребует клятвы; его слова да или нет будут вернее, надежнее клятвенных уверений грешника».

Продолжая сравнение Своих заповедей с ветхозаветными, Спаситель цитирует древнейший в мире принцип: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб (Мф. 5, 38).

Этот принцип носит название «закон Талиона», от латинского слова «талио» – возмездие. Принцип этот прост: человек, нанесший урон другому, должен получить равное по силе воздаяние.

Конечно, этот принцип не соотносился с идеалом высокой христианской любви, а потому Спаситель отменяет его действие. Господь призывает не воздавать злом за зло и приводит три примера христианского смирения: Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39).

Евфимий Зигабен отмечает: «Повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы обуздать его терпением и великодушием. Видя это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится, а если ты будешь противиться, то он еще больше воспламенится и ожесточится».

Приводя следующий пример, Спаситель замечает: и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5, 40).

Дело в том, что иудеи по обыкновению носили две одежды: нижнюю рубашку или тунику, на которую накидывалась верхняя одежда, бывшая обыкновенно дороже первой. Спаситель и говорит, что если кто потребует менее ценное, то нужно отдать ему и более ценное, то есть уступить сверх того, что от тебя ожидают.

Следующий образ речи Спаситель заимствует от древнего обычая. Было установлено, что курьеры, везшие какие-либо приказания, имели право требовать себе проводников и в случае их нежелания ехать принуждать к тому силой. А потому Господь наставляет: и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5, 41), то есть если потребуется услуга, даже несправедливо и с принуждением, необходимо оказать ее вдвойне.

Все эти примеры дают понимание истинного смирения и любви Христовой, показывая нам, дорогие братья и сестры, высоту, на которую мы призваны подняться.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится