Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 15 июня.Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 23–27.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

15 июня.Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 23–27.

8.23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

8.24. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

8.25. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

8.26. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

8.27. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

(Мф. 8, 23–27)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о чудесном укрощении бури, совершенном Господом. Генисаретское озеро, о котором идет речь, получило свое название по одноименной долине, в которой располагался древнейший город Генисарет, существовавший еще до покорения Ханаана евреями и процветавший во времена описанных в Новом Завете событий.

Озеро это знаменито тем, что является самым низким пресноводным озером на Земле. С южной части оно ограничено Трахонитским плоскогорьем, вершиной Хаврана и горой Ермон, а с северо-востока скалами и ущельями, которые, по словам одного писателя, служат опасными ловушками для ветров, поднимая внезапные шторма. Один из таких штормов и описывает евангелист Матфей.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо. Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали… Чтобы они не превозносились тем, что Спаситель, отослав прочих, удержал их при Себе, – для достижения этой цели и вместе для приучения их к мужественному перенесению искушений, попустил им обуреваться волнами. Хотя, конечно, велики были и прежние чудеса, но настоящее чудо и заключало в себе немалое назидание, и было знамением, подобным древнему».

Как мы уже знаем, на Генисаретском озере, окруженном горами с оврагами, нередки были внезапные и страшные бури. В одно из таких волнений и попала лодка, на которой апостолы переправлялись по озеру вместе со своим Божественным Учителем, Которого по традиции, как и всякого почетного гостя, расположили на корме, застилавшейся коврами и подушками для удобства путешественника.

Здесь Господь и уснул, но апостолам, большинство из которых были рыбаками этого озера, было не до сна. Им предстояла битва со стихией, которая измучила их до такого состояния, что они обратились ко Христу словами, исполненными мольбы: Господи! спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25). На что Господь упрекнул их в маловерии, а затем, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (Мф. 8, 26).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: Господи, спаси нас , они показали свою веру, но слово погибаем – не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение».

Как мы видим, у апостолов был страх смерти, страх богооставленности, который и мы нередко испытываем, допуская в глубины нашего сердца величайший грех уныния, или, как сейчас модно говорить, депрессию. Именно этот страх может не допустить Бога в нашу жизнь и поколебать основы нашей веры.

Но что есть вера? Для каждого христианина вера – это доверие Богу! Доверие без каких-либо условностей! Именно такой веры и требует Христос от своих учеников, именно к такой вере призывает и нас.

Сам Спаситель указывает на существование очень важного аспекта Его вмешательства в нашу жизнь словами, обращенными к ученикам: Что вы так боязливы, маловерные? (Мф. 8, 26). Отсутствие страха и наличие веры – вот то, что способствует Богу соучаствовать в нашей жизни.

Конечно, люди могут столкнуться с жизненными тревогами, проблемами, печалью и даже невыносимым горем. Но когда человек призывает Христа, то Бог укрощает любую бурю: умолкает самый громкий плач горюющей души, исчезают любые тревоги и проблемы. Потому что Бог – это любовь! Иногда поддерживающая, иногда укоряющая, но любовь!

Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этом евангельском событии, замечает: «Каждый человек, и народы, и Церковь – плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам, Богом установленным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий в противоположность Его Божественным планам».

И если мы, дорогие братья и сестры, сможем побороть все страхи и всецело предать себя воле Божией, то это будет спасительным не только для нас, но и для тех, кто находится рядом с нами. Подобно другим кораблям, путешествовавшим по Генисаретскому озеру рядом с апостольским кораблем, они будут свидетелями живой, действующей, спасительной силы Божией, открывая для себя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и научаясь от нас истинной вере.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
 
Нравится