18 июня. Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 18–23.
4.18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
4.19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
4.20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
4.21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
4.22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
4.23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
(Мф. 4, 18–23)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о призвании Господом первых учеников.
В центре Галилеи располагалось Галилейское озеро, или море. Оно изобиловало рыбой, а потому рыболовство было одним из главных занятий местных жителей. Рыбу ловили на удочку или сетями, которые искусно забрасывали с берега или с мелководья. Затем их вытаскивали на землю вместе с пойманной рыбой. Этим делом и занимались Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, когда их увидел Спаситель.
Петр, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и однажды, по его указанию, пошли за Иисусом Христом: они хотели быть рядом с Ним, слушать Его. Но их избрание на апостольство произошло чуть позже, и в этом был свой смысл. По Божественному Промыслу необходимо было, чтобы они стали свидетелями жизни Христа, Его учения и чудес до самого Его вознесения на небо.
А потому Господь призвал их именно в тот момент, когда они были внутренне к этому готовы. Спаситель, обращаясь к Петру и его брату Андрею, говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), то есть проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу.
Евфимий Зигабен поясняет: «Последовав за Ним еще прежде, чем Иоанн был взят под стражу, они опять возвратились в свою страну и занялись прежним промыслом, так как видели, что Иоанн был арестован, а Иисус удалился. Итак, Христос, прощая им это, идет, чтобы опять их восстановить, и повелевает следовать, чтобы, вместо своих сетей, они взяли у Него разумную сеть и, забрасывая ее в жизненное море, уловляли людей вместо рыб».
Евангелист Матфей сообщает, что Господь призвал Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4, 18).
Имя Симон является сокращенным вариантом еврейского имени Симеон (точнее Шим-он). Греческое же имя Петр является переводом арамейского слова Кифаа, означающего «камень, валун, скала». Христос нарек Симона Петром, потому как увидел в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви.
Андрей – брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Услышав призыв Христа, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20).
Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Посмотрите же, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом… но, как скоро услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: “сходим домой и посоветуемся с родственниками”; но, оставив все, последовали за Ним... Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малей ее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость».
Идя далее, Господь увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их (Мф. 4, 21).
Иаков Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, был братом евангелиста Иоанна Богослова. Сам же Иоанн был призван раньше вместе с Андреем.
Им не на что было купить новые сети, а потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности жили Иаков и Иоанн, питаясь от праведных трудов своих, и, будучи связаны союзом братской любви, не покидали отца и служили ему как любящие дети. Услышав же призыв Христа, братья тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 22).
Святитель Хроматий Аквилейский пишет о том, что Господь «…избирает не знатных или богатых, чтобы проповедь не казалась подозрительной; не мудрецов века сего, чтобы не думали, что Он убедил человеческий род мудростью сего века; но выбирает Он рыбаков – необразованных, невежественных, неученых, чтобы явить благодать Спасителя».
Как мы видим, ученики Христа до встречи с Ним вели размеренную, обычную для того времени жизнь. Но в один момент для них все изменилось: Бог избрал их как послов Своего Небесного Царства в земном мире.
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Господь не избирает сильных мира сего для продолжения проповеди Евангелия. Он останавливает Свой выбор на рыбаках, простых и бедных людях, наставляя их примером собственной жизни посредством проявления любви и милосердия, как и каждого из нас. Ведь и мы призваны быть благовестниками Евангелия Царства Божьего, и не только словами, но и примером всей своей жизни и дел.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)