24 июня.Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 24–29; глава 8, ст. 1–4.
7.24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
7.25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
7.26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
7.27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
7.28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
7.29. ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
8.1. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
8.2. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
8.3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
8.4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
(Мф. 7, 24–29; 8, 1–4)
В древности проказа была самой тяжелой болезнью. По слову Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже мертвыми». Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из общества. Книга Левит дает такое установление:
Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев., 13, 46).
В эпоху Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было другой болезни, которая бы настолько изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что прокаженный «с великою горячностью просит Христа, просит с искреннею верою: если хочешь, можешь меня очистить. Не сказал: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление и свидетельствует о Его высочайшей власти».
Мы видим, что прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался в том, что, если Спаситель захочет, Он сможет очистить его. Ни один прокаженный никогда бы не подошел к ортодоксальному иудею: он знал, что его побьют камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, тем самым показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.
Мы также можем поучиться у прокаженного смирению: он не требовал исцеления. Упав перед Господом на колени, он лишь сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Мф. 8, 2). Эти слова говорят о смиренном сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается к Спасителю. И вот такое обращение снискало благоволение Господа.
Во-первых, и прежде всего, Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного, но и простирает к нему Свою руку, касаясь его.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Прокаженный с глубокой верой смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, видимо, что среди них находится Сам Господь. Его просьба об исцелении полна столь глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся больного, желая показать, что Он не связан никаким законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания к несчастному».
Для Спасителя в жизни существовало только одно стремление – помогать. И только один закон – закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.
Господь Своими словами хочу, очистись (Мф. 8, 3) и прикосновением исцеляет прокаженного. И, по слову евангелиста, он тотчас очистился от проказы (Мф. 8, 3). После этого Христос отправляет исцеленного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в законе Моисея, прося никому ничего не говорить об исцелении.
Блаженный Феофилакт замечает: «Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы и нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим».
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе: оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)