25 июня.Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 22–33.
6.22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
6.23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
6.24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
6.25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
6.26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
6.27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
6.28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
6.29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
6.30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
6.31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
6.32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
6.33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Мф. 6, 22–33)
В словах сегодняшнего евангельского чтения Господь предупреждает, что полюбив богатство, предметы роскоши и вообще все земное, человек не думает уже о накоплении тех нетленных сокровищ, которые открывают двери Царства Небесного: сердце человека порабощено земным, глаза ослеплены, ум помрачен.
И эту мысль Христос поясняет примером: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 22–23).
Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Глаз – светильник для тела: если он здоров и чист, то и все тело через него светло, и все предметы видит он в их истинном виде. Но если глаз болен или нечист, он плохо видит и различает предметы… Светильник души есть ум: если ум светел, ясно понимает предметы духовные, то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно драгоценного для души».
Заповедуя собирать сокровища, которые ведут в вечную жизнь, Господь коснулся и такого вопроса: можно ли наследовать вечную жизнь, не покидая своей привязанности к богатству и роскоши?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Маммоной у сирийцев назывался идол обогащения, а иудеи под этим словом подразумевали просто богатство. Таким образом, тот, кто намерен служить одновременно и Богу, и маммоне, подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные до противоположности характеры и предъявляющим разные до противоположности требования.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Как сердце не может раздвоиться, так не можете служить Богу и богатству: станете усердствовать в накоплении земных богатств, и за этим занятием, поглощающим все ваше внимание, будете не радеть о Боге, то есть о подготовлении себе входа в Царство Небесное, а если стремление к накоплению богатств обратится в вас в страсть, то вы возненавидите все, что препятствует вашему любостяжанию».
Господь ведет нас к небесному и вечному, а богатство – к земному и тленному, поэтому, дабы избежать такой двойственности, мешающей делу вечного спасения, необходимо отказаться от чрезмерных и излишних забот, поглощающих все время и внимание и отвлекающих от забот о спасении души.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «… Ищите же прежде Царства Божья и правды Его, и в награду за это Господь Сам позаботится о нас, чтобы мы имели все необходимое для земной жизни, и мысль об этом не должна мучить и угнетать нас, как неверующих язычников».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о подлинных ценностях нашей жизни. Именно об этом говорит Господь, предостерегая от служения материальным ценностям. Лишь используя земные богатства во славу Божию, мы собираем себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)