28 июня.Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 20–26.
11.20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
11.21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
11.22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
11.23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
11.24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
11.25. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
11.26. ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
(Мф. 11, 20–26)
Говоря о книжниках, законниках и фарисеях, упорно отвергающих истину, а значит и свое спасение, Христос с грустью подумал о тех городах, в которых Он явил особенно много знамений и совершил множество чудес для их вразумления. Говоря же о том, что такое упорное неверие большинства жителей этих галилейских городов не останется безнаказанным, Христос со скорбью изрек: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! (Мф. 11, 21).
Люди, населяющие эти города, не покаялись, хотя и были свидетелями чудес, совершенных Христом, а потому Он сравнивает эти города с языческими Тиром и Сидоном в соседней Финикии и утверждает: если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф. 11, 21).
И эти сравнения были понятны для иудеев того времени. Вретище было грубой власяницей, причиняющей телу боль, и являлось той одеждой, в которой они ходили в дни поста. Что же касается слов Спасителя о пепле, то сказаны они были также не случайно: иудеи посыпали голову пеплом в знак своего особенного сокрушения.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Хоразин и Вифсаида, города Иудеи, оплакиваются с горестью от Господа, ибо они после стольких сил и знамений не принесли покаяния, а Тир и Сидон, города, преданные идолослужению и порокам, ставятся выше их; а предпочитаются они потому, что эти попрали только естественный закон, а те, после отмены естественного закона и буквы Писания, ни во что поставили совершенные у них чудесные знамения».
Жителям этих городов была предоставлена возможность спастись, но они отвергли ее, а потому Христос предрекает, что эти города постигнет такое горе, что языческим Тиру и Сидону отраднее будет в день суда (Мф. 11, 22).
Господь предрекает гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11, 23).
Возноситься до неба – значит возмечтать, возгордиться. Капернаум возвеличился и стал знаменитым среди городов Галилеи по причине того, что там пребывал Христос, и, следовательно, желающие слушать Его учение и исцелиться от недугов стекались туда со всех сторон. Здесь Спаситель также совершил множество чудес.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Слово ад не означает здесь ада в действительном значении его, а употреблено лишь как противоположность небу: до неба вознесшийся, то есть непомерно возвеличившийся, будет низвергнут, уничтожен; жителям же Капернаума, отвергнувшим Христа, предстоит в будущей жизни гораздо худшая участь, чем нечестивым жителям истребленных городов Содома и Гоморры».
Являя любовь, которую Он имеет к верующим, и показывая, что Он есть Сын, посланный от Небесного Отца, Спаситель восклицает: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25).
Блаженный Феофилакт замечает: «То, что говорит Господь, может быть изложено так: “Славлю”, Тебя, Отче, что кажущиеся мудрыми и знатоками Писаний иудеи не уверовали, а неученые и дети уверовали и познали тайны. Кто считает себя мудрым и полагается на свой собственный разум, тот не призывает Бога. А Бог, если кто не призывает Его, не помогает тому и не открывается».
Мы же, дорогие братья и сестры, призваны к проповеди Благой Вести, а слова сегодняшнего евангельского чтения помогают нам понять, на каких принципах должно основываться такое исповедание веры. Это хвала Богу и признание Его Истины и Премудрости, это любовь к Нему и обещание верности. И, конечно, все перечисленное требует деятельного служения Тому, Кого мы славим, Кого любим и Кому верны. Служение это выражается в молитве, во всяком добром деле и присутствии любящего сердца там, где не хватает любви.
И только являя примером своей жизни Царствие Божие здесь, на земле, мы приобретаем настоящее сокровище – Божественную любовь и нашу близость к Спасителю.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)