2 июля.Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 5–13.
8.5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
8.6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
8.7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8.8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
8.9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
8.10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
8.11. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
8.12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
8.13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
(Мф. 8, 5–13)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о чудесном исцелении Господом слуги капернаумского сотника. После исцеления прокаженного Господь направился в Капернаум, где и совершил чудо исцеления слуги сотника, офицера, стоявшего во главе римского воинского гарнизона из сотни солдат.
Сотник много слышал о чудесах, совершенных Господом, и, узнав о прибытии Его в Капернаум, подошел к Нему и просил: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8, 6).
Христос, заранее зная, что сотник уже верует в Него как в Мессию, и желая, чтобы его великая вера была открыта для других, сказал: Я приду и исцелю его (Мф. 8, 7).
Блаженный Иероним Стридонский пишет, что Господь «…обещает сейчас же пойти и исцелить слугу, потому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру – в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество…»
По римскому закону раб был живым бесправным орудием. Обычно нетрудоспособного раба выбрасывали на улицу умирать. Отношение же этого сотника к рабу было совсем иным: уважение и глубокая человечность, готовность приложить все усилия, чтобы спасти своего раба.
Сотник знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии, а потому просит: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8).
Евфимий Зигабен замечает: «Этими словами сотник показывал, что если он, будучи человеком подвластным другому вследствие ограниченности своей власти, имеет значение одним словом, то гораздо более – Христос, будучи Богом, все содержащим в Своей власти и могуществе».
Смирение и сила веры язычника настолько тронули Спасителя, что Он, обратившись к сопровождавшему Его народу, воскликнул: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10), подразумевая весь еврейский народ.
Опровергая мнение иудеев о том, что только они одни могут быть членами Царства Мессии, Господь предрекает: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф. 8, 11–12).
Вечный пир с Авраамом, Исааком и Иаковом был у иудеев народным изображением небесного блаженства. И так как на Востоке приглашенные гости возлежали за столом во время пира, то иудеям казалось, что в Царстве Небесном они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Но если многие из язычников окажутся достойными вместе с ветхозаветными праотцами наследовать это Царство, то иудеи за свое неверие в пришедшего Мессию будут извержены во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «В этих словах Господа Царство Небесное представляется под образом вечери или пира… Чем-либо провинившихся гостей выводили из комнаты, где проходила вечеря, в кромешную тьму, на холод, который противопоставляется теплой и светлой комнате, и изгнанные скрежетали зубами от холода и досады; образ этот, понятный всем, взят для того, чтобы нагляднее представить вечные мучения грешников в аду».
Слова эти были сказаны Спасителем, с одной стороны, чтобы смирить надменных иудеев, которые хвалились своим происхождением от Авраама, с другой стороны, чтобы утешить и привлечь к вере тех, которые происходили из язычников.
Господь, дорогие братья и сестры, обращается к сердцу каждого человека. Служа своим ближним, которые ждут нашей помощи, мы ступаем на стезю деятельной евангельской любви, которая преображает мир вокруг нас и позволяет стяжать такую веру, какая была у римского сотника, и именно такая вера открывает человеку вход в Царствие Божие.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)