Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 июля.Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 9–13.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 июля.Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 9–13.

12.9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

12.10. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

12.11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12.12. Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

12.13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

(Мф. 12, 9–13)

 

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, повествует о чуде исцеления Спасителем человека, имевшего сухую руку. Это чудо Христос совершает, желая научить фарисеев тому, что высшее служение заключается не в принесении жертв и разных других обрядах, а в делах милосердия и любви.

Когда Христос вошел в их синагогу, то увидел, что там был человек, имеющий сухую руку(Мф. 12, 10). Книжники и фарисеи, желая обвинить Спасителя, спросили Его: можно ли исцелять в субботы? (Мф. 12, 10).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Вопрос был задан фарисеями для того, чтобы уловить Христа. Если бы Он исцелил сухорукого в субботу, то оказался бы виновен в нарушении субботы. Если бы не исцелил, то – в бессилии и неспособности творить чудеса, а может быть, даже и в бесчеловечности».

Иудеи были скорее готовы умереть, чем нарушить субботу. О чем и свидетельствует пример римского полководца Помпея, взявшего Иерусалим именно потому, что иудеи настаивали на соблюдении субботы. В древности при ведении осады строили большую насыпь превыше стен осажденного города, с которой можно было обстреливать боевые линии защитников осажденной крепости. Помпей приказал построить насыпь в субботние дни, когда иудеи, спокойно наблюдая за происходящим, отказывались поднять руку, чтобы помешать.

Конечно, заповедь о субботе была известна еще со времен Моисея, однако в евангельские времена ученые раввины обращали внимание лишь на ту часть, которая запрещала заниматься повседневными делами в субботу. Нередко при этом они забывали о смысле субботы, сосредоточив внимание на запретах и ограничениях, становившихся все более мелочными и формальными.

Своим вопросом фарисеи желали окончательно обличить Господа в нарушении закона Моисея, запрещавшего любые виды работы в субботу.

Борис Ильич Гладков замечает: «…Везде и при всяком случае они хотели обличить Иисуса в несоблюдении закона, обычаев и преданий, а так как, по закону Моисея, подобный нарушитель подлежал смерти, то им и казалось возможным избавиться от своего Обличителя обычным для евреев путем».

Что же касается исцелений, то, как отмечает один из исследователей, Уильям Баркли, «закон запрещал исцелять людей в субботу, но со следующей оговоркой: каждый случай, когда находится в опасности жизнь, аннулирует требования закона субботы». В частности, это относилось к случаям заболевания уха, носа, горла и глаз. Но даже для таких случаев в законе было ясно сказано: можно предпринять шаги, предотвращающие ухудшение состояния человека, но нельзя делать ничего, что улучшило бы его состояние. Так, например, на рану можно было наложить простую повязку, но не повязку с лекарством.

Христос, желая показать, что проявление милосердной и сострадательной любви превыше всего, отвечает на заданный фарисеями вопрос: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? (Мф. 12, 11).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают исцеления человека».

И действительно, закон дозволял носить корм и оказывать любую нужную помощь животному, упавшему в яму в субботу, а значит, иудеи не могли ничего возразить. Таким образом, Спаситель показывает иудеям, что они щадят животных, но не проявляют милосердия и сострадания к людям, добавляя: Сколько же лучше человек овцы! (Мф. 12, 12).

Для Спасителя каждое исцеление было связано с приобщением исцеляемого к полноте жизни в Царстве Божием, к той самой полноте, которую искали хранившие субботний покой. Господь всегда творит волю Своего Небесного Отца, в том числе и в субботу, а потому одним Своим словом исцеляет сухорукого. Ведь если добрые дела нужно творить всегда, то, конечно, это касается и субботы. Именно поэтому Господь и научает слушающих Его: Итак можно в субботы делать добро (Мф. 12, 12).

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Господь показал, что, по Его мнению, дела милосердия гораздо важнее, чем соблюдение закона о субботнем покое, и что, вообще, ради дела благотворения покой этот прерывать не только дозволительно, но и необходимо».

Вся жизнь Христа, дорогие братья и сестры, является исполнением воли Небесного Отца и непрерывным служением людям. То же самое касается и нас: с помощью веры и дел милосердия по отношению к ближним вся наша жизнь становится служением Богу, совершающимся каждую минуту и во всякий момент времени.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится