4 июля.Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 14–16; 22–30.
12.14. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
12.15. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
12.16. и запретил им объявлять о Нем.
12.22. Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
12.23. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
12.24. Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
12.25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
12.26. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
12.27. И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
12.28. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
12.29. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
12.30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Мф. 12, 14–16, 22–30)
Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось слепотой и немотой, и весь народ дивится этому чуду. Фарисеи же, будучи уязвленными завистью к славе Спасителя, не удержались от величайшей клеветы, а потому сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф. 12, 24).
Александр Павлович Лопухин замечает: «Веельзевул считался злейшим и вместе с тем грязнейшим из демонских начальников. Поэтому и обвинение Христа в связи с ним было… особенно язвительным. Оно имело целью отвлечь от Христа народ и вызвать в нем вражду к Его деятельности, учению и чудесам».
И чтобы опровергнуть все их обвинения, Господь дает им полный и ясный ответ: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25).
Всякое общество людей, будь то государство, город или семья, сильно только единством. Но если начнутся несогласия, ссоры, раздоры и ослабеет сила их единения, то само общество (царство, город, семья) не сможет устоять и распадется. Так же и в царстве дьявола: если бы князь бесовский стал направлять свою мощь на изгнание своих же приверженцев, то его царству скоро пришел бы конец.
Следующим опровержением стали слова: И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями (Мф. 12, 27).
Блаженный Феофилакт поясняет, что эти слова Христа можно понимать так: «Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть Мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они – силой веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня».
Важно отметить, что апостолы не обладали той силой, какую имеет Спаситель, но были наделены благодатью от Бога, а потому изгоняли бесов именем Христовым. Господь же изгонял бесов одним Своим повелением. А потому Он указывает слушающим Его: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12, 28).
Евфимий Зигабен пишет, что Спаситель желает сказать: «Если пришло к вам Царствие Божие, то зачем вы отгоняете его, зачем противитесь своему благу? Теперь-то и есть время спасения вашего, о котором некогда предсказали пророки».
Таким образом, Христос свидетельствует о том, что разрушается царство диавола и воцаряется Бог, изгоняющий бесов, дабы явить Свою победу над ними в мире и в сердцах людей.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). В этих словах Господа заключена важная мысль: кто сторонится, чуждается добра, тот осознанно или бессознательно содействует злу.
Епископ Михаил (Лузин) замечает: «Кто из знающих и слышащих Его учение не становится на Его сторону, тот враг Его, хотя бы и ничего не делал враждебного Ему, враг потому уже, что не действует в пользу Его; тем более враг тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Ему».
Господь наш Иисус Христос, дорогие братья и сестры, призывает всех людей принять Его благовестие и войти в Его радость, устремив все силы своей души на то, чтобы очистить сердце. Сосредоточив все помыслы не на земном, а на небесном, нам должно поступать в соответствии с тем, что говорит Господь в Своих заповедях, и тем самым приумножать великие духовные сокровища добра в своем сердце, истинно собирая со Христом.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)