11 июля.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 24–30.
13.24. Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
13.25. когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
13.26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
13.27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
13.28. Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
13.29. Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
13.30. оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
(Мф. 13, 24–30)
Картины и образы предложенной Спасителем притчи были знакомы и понятны палестинским слушателям.
Плевелы – это сорное растение, которое во время всхода было очень похоже на пшеницу. Легко различить их можно было лишь тогда, когда они начинали колоситься, но к тому времени корни их были настолько переплетены, что плевелы нельзя было прополоть, не вырвав заодно и пшеницу.
Несмотря на то, что пшеницу нельзя было хорошо отделить от плевел во время роста, обычно это делали вручную после молотьбы, что, конечно, требовало огромного труда.
Спаситель сравнивает Царство Небесное с человеком, посеявшим доброе семя на своем поле; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел (Мф. 13, 25).
Увидев плевелы на поле и желая, чтобы посеянное господином не погибло, рабы его вопрошают: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? (Мф. 13, 27).
Блаженный Феофилакт поясняет: «Поле – это мир или душа человека. Тот, Кто сеял, есть Христос; доброе семя – добрые люди или мысли; плевелы – ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол. Спящие люди – это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям. Рабы же – это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное».
Господь показывает, что дьявол сеет плевелы среди спящих людей, то есть тех, кто беспечно погружен в свое неверие как в сон бездействия. Таково одно из ухищрений дьявола, что он к самой истине всегда примешивает заблуждение, приукрашивая его разными подобиями истины, чтобы тем легче обмануть легковерных.
Борис Ильич Гладков пишет: «Учение Христа предлагается всем, оно сеется по всему миру; но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. Люди одарены разумом и свободой воли; им предоставлен выбор между добром и злом; одни идут узким путем в тесные врата Царства Небесного, другие же широкой дорогой в противоположную сторону. Поэтому на обширной ниве мира вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницей) живут и сыны лукавого (плевелы)».
Когда же рабы домовладыки предлагают ему выбрать плевелы из пшеницы, то он отвечает: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13, 29–30).
Жатвой Господь называет кончину мира и повелевает, чтобы ангелы позволили и тем, и другим людям жить, возрастая и увеличиваясь в числе до конца мира, так как вероятно, что до того времени многие из еретиков обратятся. Таким образом, Спаситель не трогает до времени плевелы, являя Свое бесконечное милосердие и не позволяя истребить еретиков, чтобы вместе с ними не пострадали и не были уничтожены и праведные.
Блаженный Иероним Стридонский замечает: «Господь предупреждает нас, чтобы мы не спешили произносить приговор, когда возникает некое сомнение, но оставляли окончательное решение Богу, Который и есть Судия, чтобы при наступлении судного дня Он извергнул из собрания святых не подозреваемого в преступлении, но очевидного виновника».
Когда же наступит день Страшного Суда и ангелы соберут плевелы, то есть еретиков, то ввергнут их в огненную печь на вечные адские муки. Пшеницу же, то есть праведных, Господь повелит собрать в Свою житницу, то есть в Царствие Небесное, где праведники воссияют, как солнце.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что диавол сеет зло среди людей, но только мы сами можем решать, будем ли мы инструментом дьявола, добровольно пуская его в сердце, или будем орудием в руках Бога, славословя Его, воздавая Ему благодарение и исполняя Его заповеди всей своей жизнью, приготовляя себе путь в Царствие Небесное. Нам же остается сделать правильный выбор.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)