Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 12 июля.Евангелие от Матфея. Глава 16, ст. 13–19.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

12 июля.Евангелие от Матфея. Глава 16, ст. 13–19.

16.13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

16.14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

16.15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16.16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.

16.17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

16.18. и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

16.19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

(Мф. 16, 13–19)

 

Сегодня день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Евангельское чтение дня, дорогие братья и сестры, повествует об одном из решающих моментов в жизни Спасителя: Он учил о многом и великом, совершал чудеса, являя достаточные доказательства Своего Божества и единства с Отцом.

Теперь же Он желал знать: понял ли хоть кто-нибудь, Кем Он является в действительности. Ведь в Его распоряжении был только один способ оставить людям принесенную весть: записать ее в сердцах людей.

Поэтому Господь спросил Своих учеников: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (Мф. 16, 13).

В народе существовало мнение, будто пришествие Мессии будет предварено явлением одного из пророков, и, не считая Самого Иисуса за Мессию, люди полагали, что Он лишь предтеча Мессии. А потому ученики отвечали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16, 14).

Тогда Господь задал апостолам очень важный для Него вопрос: а вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15).

Конечно, ученики Христовы знали больше, чем все остальные люди: им было дано ближе прикоснуться к жизни Спасителя. Так как им предстояла проповедь о Христе, было важно, чтобы они имели о Нем истинное понятие.

Блаженный Феофилакт пишет: «Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано».

И апостол Петр, самый смелый, тот, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «устами апостолов», от имени всех учеников дает краткое, но полное исповедание истины: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16).

Слова Петра были свидетельством об истинном человечестве Христа и истинном Его Божестве.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «Петр не сказал: “Ты – Христос или Сын Божий”, но Христос, Сын Бога Живого . Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один – Сын Божий по природе. А назвав Его Сыном Бога Живого, он показывает, что Он есть жизнь и смерть над Ним не властна».

Со Своей стороны Господь дарует Петру великую награду: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

В прежние времена для защиты от вторжения неприятелей вокруг городов строили стены и всю воинскую силу сосредоточивали у ворот, так как проникнуть в них было легче, чем проломить стену.

Поэтому Господь называет эти ворота вратами ада как место средоточия зла. И уподобляя в иносказательной речи Свою Церковь зданию, построенному на камне, Христос подчеркивает, что все силы ада, сосредоточенные у ворот Церкви, никогда не смогут одолеть ее.

И так как Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то Он как бы говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание.

Продолжая иносказательную речь и уподобляя теперь не Церковь, а Царство Небесное зданию, имеющему входные ворота или двери, Спаситель говорит Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Возможно, что в слове “ключи” первоначально выражена была мысль о проникновении Петра в Божественную истину. Его мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, которым Петр открывал верным Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали его перед глазами желавших войти в него».

Как важно, дорогие братья и сестры, понять, что к каждому из нас Христос приходит с вопросом: «За кого ты принимаешь Меня?» Ведь христианская вера есть личное познание Христа, а христианин, как и Его Господь, должен выполнять возложенную на него задачу умножения любви к Богу и ближнему, причем любовь эта должна быть деятельной и жертвенной. Только любовь, которую мы смогли стяжать, станет тем единственным, что мы сможем вынести из этого мира в вечность.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится