13 июля.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 36–43.
13.36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
13.37. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
13.38. поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;
13.39. враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
13.40. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
13.41. пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
13.42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
13.43. тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мф. 13, 36–43)
После того как Господь отпустил народ, ученики Его приступили к Нему с просьбой разъяснить притчу о плевелах. Две прошлые притчи о горчичном зерне и закваске были понятны ученикам как более ясные. Эта же притча имела страшную угрозу относительно кончины, что и смущало апостолов.
Тогда Господь изъяснил смысл причти в следующих словах: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Мф. 13, 37–39).
Смысл притчи предельно ясен. Ученики же Христовы ожидали, что с пришествием Господа в мир наступит Суд и завершится противостояние между добром и злом. Тогда же, по их мнению, совершится полное разделение, и судьбы сынов Царствия и сынов лукавого совершенно определятся. Спаситель же говорит о том, что все это будет лишь при кончине века.
Евфимий Зигабен поясняет: «Сынами Царствия называются соблюдающие правую веру, так как они посеяны Царем Христом, чтобы произрастить добродетель, и должны будут наследовать Его Царство; сыны же лукавого – еретики, так как они посеяны диаволом, чтобы произрастить зло, и должны равным же образом наследовать уготованный ему огонь».
Говоря о наказании, ожидающем сынов лукавого, Спаситель указывает: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 41–42).
Сожжение в огненной печи было известно слушателям Христа из книг Ветхого Завета: так, Иуда, сын Иакова, осудил на сожжение свою невестку Фамарь (Быт. 38, 24); Давид бросил в обжигательные печи покоренных им жителей города Раввы (2 Цар. 12, 31); Навуходоносор велел бросить в раскаленную огнем печь Ананию, Мисаила и Азарию, не поклонившихся золотому истукану (Дан. 3, 21).
Борис Ильич Гладков отмечает: «Вообще у народов востока сожжение живьем было одним из обыкновенных способов смертной казни, и казнь такая была самой ужасной и мучительной. Поэтому Господь, говоря о страшном наказании грешников в будущей вечной жизни и желая наглядно представить Своим слушателям их судьбу, указал на казнь в огненной печи как на некоторое подобие того, что их ожидает, если они не покаются и не возродятся к новой жизни».
Но, как становится понятно из слов Спасителя, Он не трогает до времени плевелы, являя Свое бесконечное милосердие и не позволяя истребить еретиков, чтобы вместе с ними не пострадали и не были уничтожены и праведные.
Блаженный Феофлилакт пишет: «Что должно было сказать, то сказано выше. Ибо мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым позволено быть до конца мира. Если мы будем убивать и истреблять еретиков, поднимутся раздоры и войны; а при раздорах и многие из верных, может быть, погибнут. Но и Павел, и разбойник были плевелами, прежде чем уверовать, но они не были истреблены в то время ради имеющей произрасти в них пшеницы, ибо в последующее время они принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Святого Духа и пылом своей души».
Что же касается праведников, то Господь указывает, что они воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Так как солнце кажется нам сияющим ярче всех звезд, Господь сравнивает славу праведников именно с ним.
Блаженный Иероним Стридонский замечает: «В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего».
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о тех мучениях, которые ожидают нераскаянных грешников, и той блаженной участи, которая ожидает верных Богу и исполняющих Его волю. Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что каждому человеку Господь предоставляет возможность покаяться и спасти свою душу. Для этого нужно лишь взрастить в сердце зерно Духа, которое Божественный Сеятель посеял в нас крещением и евангельским учением.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)