14 июля.Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 44–54.
13.44. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
13.45. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
13.46. который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
13.47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
13.48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
13.49. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
13.50. и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
13.51. И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
13.52. Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
13.53. И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
13.54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
(Мф. 13, 44–54)
Продолжая испытывать апостолов в том, могут ли они понимать мысли, скрытые в притчах, Господь рассказывает об искателях истины, то есть правды Божией, уподобляя Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, и драгоценной жемчужине.
Александр Павлович Лопухин отмечает: «Эта и следующая притча раскрывают больше природу учения о “царстве”, чем указывают на его распространение, как в предшествующих притчах. Евангельские вести о царстве так привлекательны, что человек отдает все, что имеет, чтобы их услышать».
Спаситель говорит о том, что Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13, 44).
Христос также сравнивает Царство Небесное с купцом, ищущим хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее(Мф. 13, 46).
Борис Ильич Гладков пишет: «Притчи о сокровище, скрытом в поле, и о жемчуге имеют большое сходство между собой; та и другая говорят об обретении истины и пути к Царству Небесному, с той лишь разницей, что в первой притче говорится о внезапном, неожиданном обретении сокровища, а во второй – об обретении драгоценной жемчужины после долгого искания вообще хороших жемчужин».
Примером внезапно находящих сокровище, которое было скрыто от них, могут служить язычники, впервые услышавшие проповедь апостолов об Иисусе Христе и познавшие через то, что исполнение возвещенной Им воли Божией есть единственное средство для вступления в приготовленное для праведников Царство Небесное. Озаренные проповедью апостолов, многие из них бросали все, что раньше привязывало их к земной жизни, и такой ценой приобретали себе величайшее сокровище во Христе.
Но чтобы мы не слишком полагались на одну проповедь и чтобы не думали, что одной веры достаточно для спасения, Господь рассказывает притчу о неводе, закинутом в море и захватившем рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (Мф. 13, 48).
Блаженный Феофилакт замечает: «Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь. Невод – это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков. Когда же невод будет наполнен, то есть когда мир окончит свое существование, тогда находящиеся в неводе разделятся».
Видя, что рассказанные притчи сделали апостолов более вдумчивыми, Христос указывает на то, что все Его настоящие ученики богаты знанием, говоря: всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13, 52).
Блаженный Иероним (Стридонский) поясняет: «Апостолы были наставлены: они – книжники и свидетели Спасителя, которые на плотских скрижалях сердца начертали Его слова и заповеди; они наставлены в священнодействиях Царства Небесного и имеют многие богатства Домовладыки, и выносят из сокровищницы учения своего новое и старое, чтобы проповедуемое из Евангелия подтверждать свидетельствами из книг закона и пророков».
Царством Небесным Спаситель называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда.
Царство Небесное могут наследовать лишь те, кто еще в земной жизни стяжал Царство Божие внутри себя и находится в постоянном общении с Богом, исполняя Его заповеди и творя Его волю.
Именно поэтому, дорогие братья и сестры, Господь призывает нас искать, прежде всего, Царствия Божьего, которое открывается с приходом Христа, внутренне преображая души людей.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)