25 июля.Евангелие от Матфея. Глава 16, ст. 6–12.
16.6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
16.7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
16.8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
16.9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
16.10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
16.11. как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
16.12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
(Мф. 16, 6–12)
Не желая далее продолжать разговор с фарисеями и саддукеями, требовавшими от Него знамения, Господь, только что прибывший на эту сторону озера, опять сел с апостолами в лодку и отправился обратно.
Неожиданность отъезда на другую сторону озера лишила апостолов возможности сделать запас хлеба на предстоящее плавание, что их обеспокоило. Господь же, скорбя об ожесточении сердец фарисеев и желая предостеречь Своих учеников от лицемерия, наставляет их: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6). Этими словами Спаситель желал сказать, что Его ученики не должны позволять учению фарисеев, не знающих Христа, подрывать силу действия евангельской истины.
Блаженный Феофилакт замечает: «Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и утверждавшее в качестве закона древние предания старцев, уязвляло души».
Апостолы же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф. 16, 7). Тогда Господь действительно упрекнул их за недостаток веры, за непонятливость и забывчивость, напомнив о дважды свершившемся чуде насыщения нескольких тысяч человек несколькими хлебами.
Борис Ильич Гладков пишет, что своим словами Спаситель как бы говорит: «Неужели вы думаете, что Я, накормивший пятью хлебами пять тысяч и семью хлебами четыре тысячи человек, не могу сделать того же и для вас, двенадцати учеников Моих? Зачем же вы, имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните того, что на ваших же глазах совершилось? Неужели вы еще не понимаете и не разумеете все совершающееся перед вами? Неужели и теперь сердце ваше твердо как камень? Как же не понимаете, что не о хлебе Я говорил вам, когда сказал: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?»
Только после этого апостолы поняли, что Господь предостерегает их от учения фарисеев и саддукеев. Под закваской следует понимать вообще весь образ мыслей, направление, дух учения фарисеев и их деятельности. Господь Своими словами хотел обозначить отрицательное влияние учения и деятельности фарисеев на народ.
Блаженный Иероним Стридонский поясняет: «Закваска имеет такую силу, что если она будет добавлена к муке, то казавшееся малым возрастает в великое, и своей кислотой она увлекает все смешанное с нею; подобно этому и еретическое учение; если оно бросит Искру в сердце твое, то Искра быстро обратится в огромное пламя и увлечет в свою власть все, чем располагает человек».
Закваска фарисейская и саддукейская была закваской гордости, самопревозношения, показной праведности, любви к почестям и первенству. Спаситель предостерегает от такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты.
Христос призывает не ставить материальное слишком высоко в системе ценностей, ведь изменения в жизни начинаются в сердце человека и не связаны с переменами внешних политических обстоятельств. Таковыми были саддукеи.
Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; наоборот, учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна; он надеется и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его, и заменить всякую добродетель притворством».
Путь тех, кто не будет пользоваться закваской фарисеев и саддукеев, то есть их учением, заключается в том, чтобы быть внимательным, дабы по неосторожности не принять их вредной закваски. Поэтому Спаситель призывает: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16, 6).
Так, дорогие братья и сестры, Господь и нас наставляет на путь истинности понимания веры и за кона Божьего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Очень важно не просто исполнять предписания, а еще и иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)