26 июля.Евангелие от Матфея. Глава 16, ст. 20–24.
16.20. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
16.21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
16.22. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
16.23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
16.24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
(Мф. 16, 20–24)
Время земной жизни Господа приближалось к концу, поэтому Спаситель в беседах с апостолами старался приучить их к мысли, что Мессия – это не земной царь, который поможет иудеям поработить все народы мира, а Царь, Царство Которого не от мира сего, Который Сам пострадает за этот мир: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21).
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Господь возвещает ученикам о страданиях, ожидающих Его в Иерусалиме, чтобы приготовить их к мысли о земной судьбе Мессии, опровергнуть также ложные представления иудеев о Мессии и посвятить учеников в великую тайну Своего искупительного подвига».
Уже глубоко преданный Господу, но не освободившийся еще от иудейских предрассудков о Мессии как о земном царе, Петр не мог вынести этого откровения своего Учителя, но не решаясь при всех противоречить Ему, отозвал Его и начал уговаривать: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22).
Но Господь явно почувствовал, что Петр пытается отговорить Его от предстоящих страданий, чтобы привести человеческое в природе Христа к колебанию перед подвигом искупления человеческого рода. А потому, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23).
Господь подразумевает, что Петр думает не о том, что угодно Богу, что Бог определил относительно страданий и смерти Христа, но о том, что выгодно иудеям: будто Мессия – могущественный царь-завоеватель.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Петр, рассуждая как человек, думал, что страдание несвойственно Христу и позорно для Него. Итак, проникая в мысли Петра, Христос говорит: ты так судишь по плотскому разуму; напротив, если бы ты пребывал в Божественном Духе, освободившись от плотских помыслов, то понял бы, что Мне это весьма прилично. Ты думаешь, что страдать для Меня низко, но Я говорю тебе, что эта мысль от дьявола».
Человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, жизненным удовольствиям и наслаждениям. Но не таков путь Христа и Его истинных последователей. Господь говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Отвергнуться себя – значит отвергнуть свое «я», подчинить свою волю воле Божией и поступать во всем не так, как мы хотим, а как Бог велит. Ведь когда мы несем свой крест, исполняя волю Божию, на этом пути Господь никогда не оставляет нас без духовных утешений. Какими бы значительными ни были внешние трудности, Господь всегда остается с нами, укрепляя наши сердца действием Своей благодати.
Святитель Феофан Затворник замечает: «Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя вольность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его – очистить себя и исправить… Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай…»
Господь приходит в этот мир, чтобы изменить природу человека, исцелив его от греха, смерти и погибели. Нам же, дорогие братья и сестры, необходимо помнить: если мы захотим свою волю ставить выше воли Божией, то повредим своим душам и лишимся блаженства в будущей жизни.
Но если, предаваясь со смирением воле Божией и неся крест свой за Христом, мы и подвергнемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, то этим спасем свои души и приобретем сокровище на небесах. И тогда двери Царства Небесного будут открыты для нас, и мы будем там не посторонними, но желанными: теми, кого Господь желает видеть рядом с Собой.
Помогай нам в этом Господь!
Игумен Пимен (Шевченко)