28 июля.Евангелие от Матфея. Глава 17, ст. 10–18.
17.10. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
17.11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все;
17.12. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
17.13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
17.14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
17.15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
17.16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17.17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
17.18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
(Мф. 17, 10–18)
После преображения и сошествия с горы Фавор Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Спаситель понимал, что ученики все еще были обуреваемы идеей о сильном и властном Мессии. Если бы они стали рассказывать о случившемся на вершине горы, о том, как явилась слава Божия, как явились Моисей и Илия, то это совпало бы со всеобщим ожиданием земного царя. Но именно крестная смерть должна была показать им, в чем заключается истинное служение Христа, и когда после воскресения они убедятся, что Иисус действительно был Мессией, лишь тогда они смогут рассказать о славных событиях, произошедших на вершине горы.
Апостолы же, не понимая значения слов Христа, спрашивали Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? (Мф. 17, 10).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, по которому пред пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии (Мал. 4, 5, 6). Теперь ученики видели уже Илию – он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать?»
Чтобы покончить с недоразумением, в каком пребывали ученики, Христос говорит: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них(Мф. 10, 11–12).
Илии надлежало явиться в мир и восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей. И хоть Спаситель ни слова не сказал об Иоанне Крестителе, но речь Его указывала, что Он подразумевал именно его.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. И как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его».
После сошествия Спасителя и учеников с горы некий человек, подойдя ко Христу, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 10, 15–16).
Подавая отцу благую надежду и уверенность в том, что сын его будет избавлен от этого недуга, Господь говорит: приведите его ко Мне сюда (Мф. 10, 17), а затем, запрещая нечистому духу, исцеляет отрока.
Блаженный Феофилакт пишет: «Человек сей (о котором речь) был весьма неверующий. Поэтому и бес не выходил из сына его. Ибо неверие превозмогало силу апостолов… Но Господь объявляет, что сын его не исцелен по причине его неверия, и пред всеми порицает его, и не одного его, но и прочих всех вообще. Ибо сказав: о, род неверный, разумеет под этим всех иудеев, а словом развращенный показывает, что злоба их не от начала и не от природы. По природе они были добры (ибо они были святым потомством Авраама и Исаака), но развратились по своей злобе».
Этим исцелением Спаситель показывает, что вера способна творить великие чудеса, так как в ней сокрыта великая сила. Именно вера является необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о вере как об основной христианской добродетели, без которой невозможно спастись, потому что все человеческое и все духовное основывается на ней. Ведь только когда мы исповедуем веру устами и являем ее всей своей жизнью, она является для нас спасительной.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)