4 августа.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 12–14, 17–20.
21.12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
21.13. и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
21.14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
21.17. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
21.18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
21.19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
21.20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
(Мф. 21, 12–14, 17–20)
В греческом тексте Нового Завета есть два слова «ναός» [наос] и «ιερόν» [иерон], которые переводятся как «храм», и в обоих случаях это правильный перевод, но значения данных слов существенно различаются между собой. Словом «наос» обозначается небольшое здание, которое включало святилище и Святая святых, в которые мог входить лишь первосвященник, да и то лишь в день очищения. Но сам этот храм был окружен огромным пространством, на котором были расположены последовательно множество дворов, – именно они и обозначаются словом «иерон».
Святилище и Святая святых окружал двор священников , в который могли войти только священники и где находились: большой жертвенник всесожжения, жертвенник для курения, семисвечник, стол для хлебов предложения и большой медный умывальник.
Перед двором священников располагался двор израильтян , в который входили через Никаноровы ворота, большие бронзовые ворота, которые открывали и закрывали двадцать мужчин. В этом дворе собирался народ для храмовых служб. Его предварял двор женщин , в который вели Красные ворота, через которые мог пройти каждый израильтянин. Самым первым храмовым двором был двор язычников , в который мог войти каждый, но дальше которого язычникам запрещалось проходить под страхом смертной казни.
Именно здесь, во дворе язычников, и произошло описанное евангелистом Матфеем событие изгнания Иисусом Христом продающих и покупающих. Этот двор всегда был полон народа, там всегда кипела деятельность, но в дни Пасхи он особенно заполнялся паломниками. Не только иудеи, но и язычники в эти дни стремились посетить величественный Иерусалимский храм, чтобы воочию увидеть всю его красоту.
Здесь же во дворе язычников меняли деньги, для уплаты храмового налога в полшекеля. Налог мог быть уплачен только иудейской монетой из серебра высокого качества. Порченые монеты, монеты с обрезанными краями или из языческих стран не принимались, а потому меновщики обменивали неподходящие деньги на требуемые монеты.
Тут же предлагали и жертвенных животных. Иудею, жившему на большом расстоянии от храма, было затруднительно доставить животное в Иерусалим. И для удобства паломников непорочных животных продавали прямо в храме, а точнее во дворе язычников.
Этот двор был единственным местом в храме, куда могли войти язычники. Не все они приходили только посмотреть. Были и те, которые приходили помолиться и почтить Бога. Но в этом крике продажи и торговли, среди воркования голубей и блеяния овец молиться было невозможно. Люди, искавшие присутствия Божьего, были лишены этого, находясь в доме Божьем.
Именно поэтому Спаситель выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21,12–13).
Как пишет преподобный Иустин (Попович): «Храм – это обиталище Бога, следовательно – дом молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертеп разбойников».
Глубоко символично было и то, что Господь сделал со смоковницей. Подойдя к ней в надежде подкрепиться плодами, Спаситель не нашел на ней фруктов. Его приговор стал кардинальным: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла(Мф. 21, 19). Это действие стало прообразом судьбы Иерусалимского храма, не приносящего плодов молитвы.
Александр Павлович Лопухин, рассуждая о чуде, замечает, что «на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья не приносят обыкновенно плодов, хотя и бывают покрыты листьями».
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, открывает нам, насколько важно человеку для подлинной, здоровой духовной жизни принимать участие в храмовой совместной молитве. Но наиболее важным является состояние самого человека, приходящего в храм. Если мы спешим к Богу только ради корысти, желания получить выгоду для себя, не отдавая ничего взамен, не принося плодов веры, – мы уподобляемся бесплодной смоковнице, умирающей и засыхающей.
Но если мы не размениваемся на суету, не запираем благодать Святого Духа в клетку своего бездействия, а опрокидываем со Христом греховные скамьи, на которых мы привыкли почивать, позволяя Спасителю действовать в храме нашей души, то Он сможет исцелить в нас и хромоту веры, и слепоту надежды, дабы мы твердо и ясно шли прямым путем в Царство Божие.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)