6 августа.Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 22–34.
14.22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
14.23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
14.24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
14.25. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
14.26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
14.27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
14.28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
14.29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
14.30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
14.31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
14.32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
14.33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
14.34. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
(Мф. 14, 22–34)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о чудесном укрощении Господом бури.
После чуда насыщения более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 22–23).
Тем временем лодка с учениками находилась посередине моря, ее било волнами, потому что ветер был против них, и видя все это, Спаситель пошел к ученикам по морю.
Борис Ильич Гладков пишет: «Христос пошел по воде, то есть воспользовался Своей Божественной властью творить чудеса, господствовать над законами и силами природы. Но и в данном случае Он воспользовался этой властью не для Себя лично, не для спасения Себя от опасности и не для преодоления препятствий к достижению личных целей; нет, Он пошел по воде для спасения погибавших апостолов».
Иудеи того времени делили всю ночь на четыре части, называвшиеся стражами, по три часа в каждой. Первая стража – от шести часов вечера по нашему времени до девяти часов; вторая – от девяти часов до полуночи; третья – от полуночи до трех часов утра; и четвертая – от трех до шести часов утра.
Апостолы могли хорошо рассмотреть шедшего к ним, но они были еще настолько маловерны, что не могли и подумать, что это идет Христос. Люди не могут ходить по воде, а Иисус, по их мнению, был Человеком; следовательно, Он не мог идти по морю. В древности существовало поверие, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени, а потому ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14, 26).
Как мы видим, у апостолов был страх смерти, страх богооставленности, который и мы нередко испытываем, допуская в глубины нашего сердца величайший грех уныния. Именно этот страх может не допустить Бога в нашу жизнь и поколебать основы нашей веры.
В ответ на страх и тревогу учеников Спаситель замечает: ободритесь; это Я, не бойтесь(Мф. 14, 27). Услышав эти слова, апостол Петр загорелся желанием пойти навстречу Господу. Однако сильный ветер, бушующие волны и охвативший Петра страх поколебали его веру, а потому он испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня (Мф. 14, 30).
В ответ Христос указывает на существование очень важного аспекта Его вмешательства в нашу жизнь словами, обращенными к Петру: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Отсутствие страха и наличие веры – вот то, что способствует Богу соучаствовать в нашей жизни.
Блаженный Феофилакт замечает, что Христос попускает ученикам «…испытать бурю для того, чтобы когда после бури настанет тишина, они более обрадовались случившемуся, и чтобы в сердцах их запечатлелось неизгладимое воспоминание о сем. Когда они находились в опасности, Он предстает пред ними и словом Своим прогоняет страх их, и на море производит тишину, и таким образом творит двоякую тишину: укрощает смущение в их душах и волнение на море».
Конечно, люди могут столкнуться с жизненными тревогами, проблемами, печалью и даже невыносимым горем. Но когда человек призывает Христа, то Бог укрощает любую бурю: умолкает самый громкий плач горюющей души, исчезают любые тревоги и проблемы. Потому что Бог – это любовь!
Нам же, дорогие братья и сестры, надлежит уповать на Бога, никогда не сомневаясь в Его промыслительном попечении о каждом человеке. И если мы сможем побороть все страхи и всецело предать себя воле Божией, то это будет спасительным не только для нас, но и для тех, кто находится рядом с нами.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)