7 августа.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 18–22.
21.18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
21.19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
21.20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21.21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
21.22. и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
(Мф. 21, 18–22)
Задумывались ли вы, дорогие братья и сестры, о том, почему в нашей жизни так мало чудес? Почему порой мы не получаем просимого? Ответ на эти вопросы Господь дает нам в строках сегодняшнего евангельского чтения.
Возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Спаситель взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 18–19).
Смоковница подверглась проклятию за то, что она своим видом обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья обычно являются после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было.
Преподобный Антоний Великий пишет: «Господь не просто так проклял и иссушил растение. Он желал наставить тем самым богоборный народ иудеев, что может и поступать властно, но, как благой, Он этого не желает… Ради многих в первую очередь было показано, что грешники и здесь могут быть наказаны, но Господь скорее удерживает применять силу, допуская покаяние каждого».
Таким образом, смоковница представляет собой символ израильского народа, которому Бог посылал обильные плоды благодати через пророков. Но народ этот прикрывался внешними нормами и правилами, как листьями, и, конечно, не сохранил плодов правды.
А время нового урожая еще не наступило, ведь новые плоды благодати появятся лишь после сошествия Святого Духа на апостолов, когда миру откроется вся полнота Божественной любви.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «По учению Церкви эта смоковница была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви – первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей закона Божия, а действительных плодов веры не приносили».
Увидев все произошедшее, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? (Мф. 18, 20). В ответ Господь поучает их, говоря о силе веры. Он говорит, что если они будут иметь твердую веру и преодолевать все сомнения, то смогут творить еще большие чудеса, вознося свои молитвы Богу.
Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет (Мф. 18, 21), – наставляет Господь.
Александр Павлович Лопухин указывает: «Ученики при молитве о чем-нибудь должны верить, что они это получат. Можно сказать, что вера ставит молящегося в такое положение, когда он представляет себя уже получившим от Бога все, о чем он молится, чего желает».
Фраза о сдвигании гор была в то время типичным оборотом со значением «устранять трудности». В частности, ее употребляли для характеристики мудрых учителей. Хорошего учителя, который мог устранить трудности, возникшие в умах его учеников, называли «сдвигающим горы».
И, конечно, молиться нужно в надежде и ожидании: и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 18, 22). Общеизвестно, что все, что делается в твердой надежде на успех, имеет во много раз больше шансов.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает: «…вера в Господа, в слово Его, живая, несомненная вера, есть ключ к неистощимой сокровищнице всех даров Божиих, животворящая сила, даруемая от Бога простым, нелукавомудрствующим, смиренным душам и привлекающая на них богатство щедрот Божиих».
Господь, дорогие братья и сестры, научает нас тому, что лишь молитва с твердой верой дает нам просимое, потому что благодатная вера является великой силой, соединяющей человека с Богом. И вера эта не должна содержать и доли сомнения. Лишь всецело доверяя Богу, мы можем соединиться со Христом, позволяя Ему через нас совершать чудеса в нашей жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)