8 августа.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 23–27.
21.23. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
21.24. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
21.25. крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
21.26. а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
21.27. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
(Мф. 21, 23–27)
Когда Спаситель вернулся из Вифании в Иерусалим, то приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Мф. 21, 23). Ясно, что вопрос этот был задан не с целью узнать истину, но с целью поймать Господа на слове. И, конечно, вопрос этот был напрямую связан с изгнанием Иисусом Христом денежных менял и торгующих голубями и прочими жертвенными животными из Иерусалимского храма.
Первосвященники и старейшины народа наряду с книжниками составляли синедрион – высший совет и правящий орган иудеев. Следовательно, можно считать, что вопросы эти были заданы самим синедрионом, с тем чтобы сформулировать обвинение против Спасителя.
Первосвященники и книжники надеялись поставить Спасителя перед дилеммой: если Он скажет, что поступает Своею властью, они смогут взять Его как одержимого манией величия. А если скажет, что властью Божией, арестуют за богохульство, сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и чинить беспорядок во дворах Его дома.
Для того чтобы они могли получить ответ на заданный ими вопрос, Господь предлагает им ответить на Свой: крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? (Мф. 21, 25).
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Открытым ответом Господь мог отвергнуть хулу искусителей; но Он ставит перед ними мудрый вопрос, чтобы они своим молчанием или ответом осудили сами себя. Действительно, если бы они ответили, что крещение Иоанна было с Неба (что они с опытностью предусмотрели), то следующим вопросом был бы вопрос: “Почему же вы не крестились у Иоанна?” А если бы они захотели сказать, что оно выдумано человеческим обманом и не имело в себе ничего Божественного, то они должны были бояться народа; ибо все множество народа в своей совокупности приняло крещение Иоанна и таким образом признало его пророком».
И действительно, Иоанн указывал на Иисуса как на Мессию, Сына Божьего, взявшего на себя земные грехи мира. Признать Иоанна посланником Божиим – это значило признать Иисуса Мессией, и тогда сам собой разрешался вопрос, какой властью Иисус творит то, что раздражало иудейских начальников.
Таким образом, первосвященники и книжники были поставлены в очевидное затруднение. Народ чтил Иоанна как пророка, и они боялись, что люди побьют их камнями, если они решатся сказать, что Иоанн не пророк. Признать же открыто Иоанна Крестителя пророком означало принять и его свидетельство об Иисусе как о Сыне Божием. И потому они были вынуждены заявить: не знаем (Мф. 21, 27), тем самым предоставляя Господу возможность не отвечать на их вопрос.
Как замечает Евфимий Зигабен, «им нужно было сказать, что крещение было от Бога, и что Иоанн был послан Богом; но избегая обличения, чтобы не показаться неверующими Ему, они скрывали истину. Поэтому Христос говорит: “И Я не скажу вам того, что вы желаете знать, не потому что скрываю истину, как вы, но потому, что считаю вас недостойными ответа, так как вы поступаете коварно”».
Конечно, такой синедрион, который не мог дать определенного ответа на столь важный вопрос, подлежавший именно его ведению, показал себя несостоятельным и не заслуживал ответа Господа. Конечно, они прекрасно знали, какой властью действует Господь, но сознательно противились ей.
Вся эта история является яркой иллюстрацией того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться и обманывать и в конце концов сами попадают в безвыходное положение. Тот, кто не признает истины, будет все глубже погрязать в безнадежном положении.
Так, дорогие братья и сестры, Господь учит и нас с вами не лукавить в своей жизни, а держаться истины и правды Божией, дабы не попадать в неловкие ситуации подобно первосвященникам и книжникам. Ведь их собственное лукавство привело к тому, что они сами выставили себя перед множеством народа не в лучшем свете. Опозорившись таким образом, они потеряли уважение людей.
Мы же постараемся каждое свое слово и дело творить с осторожностью, дабы не опозорить ни себя, ни Церковь. Но самое важное: правдиво отвечать на поставленные перед нами вопросы. Пусть лучше мы окажемся смущенными, нежели в числе тех, кто скрывает истину. Ведь именно истину мы с вами призваны нести в этот мир.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)