10 августа.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 43–46.
21.43. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
21.44. и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
21.45. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
21.46. и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
(Мф. 21, 43–46)
Данным словам Спасителя предшествовал рассказ притчи о злых виноградарях, под которыми подразумевались иудейские народные начальники. Завершив рассказ причти, Спаситель добавил: Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43).
Александр Павлович Лопухин пишет: «Мысль эта уже была разъяснена при помощи притчи, и слова Христа… есть сделанный из нее вывод. Они имели такое ясное отношение к иудейским начальникам, что последние не могли их не понять. Плодов не нашлось в иудейском народе, подпавшем под влияние злых виноградарей. Поэтому виноградник отнимется и у иудейских начальников, и у самого иудейского народа, и все это передано будет такому народу, который приносит плоды Царства Небесного».
Но слова эти произносятся Христом не как окончательный суд, а как призыв к покаянию. Иудеи знали, что с их праотцом Авраамом заключен завет: Бог обещал ему, что его потомки будут составлять особенный народ, среди которого явится Мессия. И, конечно, иудеи привыкли считать себя особенными и непогрешимыми, а все остальные народы хуже себя. Спаситель хотел донести до них мысль о том, что такая самонадеянность является путем к погибели и разрушению.
Говоря же о том, как определяется участь людей, Господь замечает: и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21, 44). И эти слова Спасителя следуют из произнесенных Им в заключение притчи слов о камне, который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но который сделался главою угла, то есть стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви.
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22–23).
Это строки 117-го псалма пророка Давида. Сам Давид подразумевает здесь израильский народ, который все презирали и отвергали, ненавидели, но они стали слугами Божиими, богоизбранным народом. Господь же обращает эти слова к Самому Себе. Люди могут отвергать Христа, могут отказываться от Него, могут пытаться уничтожить память о Нем, но истину уничтожить невозможно. И поэтому рано или поздно люди убедятся, что Христос, Которого они отвергли, – стал самым важным основанием в Царстве Небесном, поскольку Им открывается вечный свет. Камень, который отвергли иудеи, – это Христос, Распятый на Кресте и Ставший Судьей и Царем всего мира. Об этом пророчествовал Исаия:
Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены (Ис. 8, 13–15).
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16).
Неверие грешников уготовляет им погибель, ведь они противятся Христу и ни во что ставят этот Камень, невзирая на его возвышение. Они отталкивают его, и потому он упадет на их головы и сокрушит их. Царство Христово окажется неподъемным камнем для тех, кто пытается опрокинуть его или сдвинуть с места.
Блаженный Иероним Стридонский замечает: «Иное дело оскорбить Христа злыми делами, а иное дело отвергнуть Его. Тот, кто согрешает и, однако, верует в Него, правда, падает на Камень и сокрушается, но не бывает вконец раздавлен, ибо через покаяние он соблюдается во спасение. Но тот, на которого Он упадет, то есть на кого обрушится самый Камень и кто совершенно отречется от Христа, будет раздавлен так, что не останется и кусочка, из которого можно было бы собрать каплю влаги».
Таким образом, отношение ко Христу определяет все состояние человека и его участь в вечности: всякое сопротивление Господу разрушает самого человека, общество, народ. Спаситель является основополагающим Камнем, на Котором построено все, и краеугольным Камнем, Который связывает все вместе. Оказывать Ему открытое неповиновение – значит быть раздавленным и выброшенным из жизни.
Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что Бог доверяет нам настолько, что предоставляет свободу строить нашу жизнь по своему усмотрению, проявляя к нам долготерпение, но ожидая плодов от каждого из нас. Какие же это плоды? Апостол Павел учит: Плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Принося эти плоды добродетели, мы соединяемся со Спасителем уже в этой земной жизни, обретая внутренний мир, чтобы затем во всей полноте соединиться с Ним в вечности.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)