15 августа.Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 23–28.
23.23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
23.24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
23.25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
23.26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
23.27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
23.28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
(Мф. 23, 23–28)
В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышим продолжение вчерашнего отрывка из Евангелия от Матфея, где Господь обращает к книжникам и фарисеям слова Горе вам за их лицемерие, гордыню и непочтение к закону.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23). Десятина была важным элементом иудейских религиозных норм. В книге Второзаконие мы читаем:
Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно (Втор. 14, 22).
Также в книге Левит:
И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня (Лев. 27, 30).
Десятина предназначалась специально для содержания левитов, которые должны были выполнять всю важную работу в храме. Все считали, что должны отдавать десятую часть главных злаков и плодов.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Фарисеи, во исполнение закона о десятине (Числ. 18, 20–24; Втор. 14, 22–28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону».
Пытаясь показать фарисеям, что они заботятся о мелочах и оставляют без внимания важнейшее, Господь обращается к ним так: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! (Мф. 23, 24).
Верблюд, как большое животное, избран для противопоставления такому маленькому животному, как комар. Обычно вода, вливаемая в сосуд, пропускалась через сито или полотенце, чтобы в сосуде не оказалось мертвого комара, который осквернил бы всю воду. Но книжники и фарисеи не замечали при этом, что вместо комара попадает в сосуд целый большой верблюд и они выпивают его вместе с водой, которую пьют из сосуда. Конечно, это – гипербола, в которой содержится весьма тонкая и меткая характеристика всех лицемеров.
Также Господь осуждает книжников и фарисеев за то, что они очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23, 25). Соблюдая предания старцев, фарисеи заботились об омовении чаш и блюд, в которых подается пища. Однако кушанья и вина, которые они ели и пили, были получены посредством несправедливости и хищения.
Блаженный Феофилакт так поясняет слова Господа: «Ты, – как бы так говорит Господь, – стараешься сделать благолепным свое внешнее состояние, но твоя внутренность, душа, полна скверны, ибо ты похищаешь и обижаешь. Должно омыть внутреннее, то есть душу, и вместе с чистотой душевной просияет и внешнее, телесное состояние».
Христос указывает фарисеям на то, что по внешнему поведению они являются очень религиозными и праведными людьми, но внутри – сердца их бесчестны и полны греха: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).
Борис Ильич Гладков замечает: «По закону Моисея (Числ. 19, 16) гроб, труп или кости человеческие считались настолько нечистыми, что одно прикосновение к ним оскверняло человека, поэтому сравнение фарисеев с окрашенными гробами должно было показаться им особенно унизительным».
Конечно, приводя все эти сравнения и тем самым обличая фарисеев, Спаситель желал, чтобы они одумались, раскаялись и отступили от своих коварных замыслов.
Этими словами Господь желает научить нас тому, что нельзя следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая при этом внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Нам же, дорогие братья и сестры, важно не просто исполнять предписания, но иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)