23 августа.Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 23–28.
1.23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
1.24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
1.25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
1.26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
1.27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
1.28. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мк. 1, 23–28)
Главным местом пребывания Господа Иисуса Христа в Галилее стал Капернаум, находившийся на границе двух владений – Галилеи и Итуреи. Именно сюда пришел Господь после того, как оставил Назарет.
Некоторые исследователи предполагают, что свое название город получил от словосочетания «Кфар Нахум», что переводится как «деревня Наума». В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ» [Кафарнаум]. А Блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие переводит название как «дом утешения». «Наум» от еврейского «Нахум», что значит «утешенный».
Город был основан примерно около двух с половиной тысяч лет назад. К I веку нашей эры он процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Город отличался благотворным климатом, материальным изобилием и имел все для того, чтобы народ, желая слушать Иисуса, стекался туда во множестве. Живя в Капернауме, Господь учил по субботам в синагогах.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Синагогами назывались дома для молитвенных собраний евреев. Богослужения и жертвоприношения могли совершаться только в Иерусалимском храме, однако во время плена евреи почувствовали крайнюю необходимость в молитвенных собраниях для совместного чтения книг Закона и общей молитвы. Такими местами и стали синагоги. После возвращения евреев из плена синагоги сделались необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения как в самой Палестине, так и во всех местах еврейского расселения».
Именно в синагоге Господь сотворил чудо исцеления бесноватого. Итак, после проповеди Спасителя в синагоге в одном из слушавших обнаружился бес, который закричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. 1, 24).
Нечистый дух ощущал Божественную благодать, исходящую от Христа, и вольно или невольно засвидетельствовал святость Спасителя, называя Его Святый Божий . Этот крик стал невольным исповеданием истины, вызванным присутствием Сына Божьего, и являлся воплем страха раба, воображению которого при встрече с господином неминуемо представляются ожидающие его истязания и муки. Но Господь никогда не принимал свидетельств о себе от злых духов, а потому запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него(Мк. 1, 25).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь не хочет слышать признания Его Мессианского достоинства из уст бесноватого: после могли сказать, что только сумасшедшие признавали Христа. Вместе с повелением “умолкнуть” Господь дает повеление злому духу “выйти” из бесноватого. Этим Господь показывает, что Он действительно победил сатану».
После повеления Спасителя бесноватый исцелился, так как дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него (Мк. 1, 26). Не имея возможности прикоснуться ко Христу, исполненный ненависти к Нему, он вымещает свою злобу на этом бедном человеке.
Борис Ильич Гладков замечает: «В этом событии изгнания злого духа особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что к Иисусу обращался, очевидно, не одержимый бесом, а сам бес; одержимый же только исполнял беспрекословно волю беса, говорил то, что тот ему внушал; да и Иисус Христос, говоря: Выйди из него, – говорил эти слова злому духу».
Все же люди, видевшие это, ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?(Мк. 1, 27).
Иудеи, таким образом, недоумевали, с одной стороны, о характере нового учения, какое им предлагал Христос, а с другой – о самом факте изгнания беса, так как Христос совершил это дело без всяких приготовлений, между тем как иудейские заклинатели совершали обряды изгнания демонов посредством различных довольно продолжительных заклинаний и манипуляций.
А потому скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее (Мк. 1, 28), ведь Спаситель наставлял как власть имеющий, совершая исцеления Божественной силой.
Мы же, дорогие братья и сестры, призваны помнить о великой силе слова Господа. И как сам Христос всегда отражал искушения диавола словом Божиим, так и мы, слушая каждое слово Господа, постараемся сохранять его в своих сердце и уме, чтобы этим словом Божиим противостоять любому бесовскому искушению.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)