24 августа.Евангелие от Марка. Глава 1, ст. 29–35.
1.29. Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
1.30. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
1.31. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
1.32. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
1.33. И весь город собрался к дверям.
1.34. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
11.35. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
(Мк. 1, 29–35)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют об исцелении различных недугов людей Господом Иисусом Христом.
Выйдя из синагоги, Господь вошел в дом Симона Петра, вероятно, чтобы вкусить хлеба. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней (Мк. 1, 30).
Чудо исцеления, которое совершает Господь, описывается довольно кратко: никаких подробностей, никаких слов, с которыми Христос обращался бы к ученикам или самой теще, нет. Нам неизвестно даже имя этой женщины, но мы знаем, что Господь исцеляет ее от горячки, в которой она находилась, по-видимому, довольно продолжительное время, следующим образом: Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее(Мк. 1, 31).
Евфимий Зигабен пишет: «Коснувшись руки ее, Он не только уничтожил горячку, но и тотчас возвратил ей полное здоровье, так как она поднялась и служила; между тем как, и по прекращении горячки, больным нужно много времени, чтобы дойти до прежнего здоровья… Следовательно, Христос знал не только как уничтожить страдание от болезни, но и как возвратить в прежнее положение».
Этот эпизод говорит о следующем: во-первых, о постоянной готовности Господа служить людям. Мы видим, что как только Спаситель покинул синагогу и вошел в дом Симона Петра, Он столкнулся лицом к лицу с человеческим страданием. Господь не стал говорить, что устал и что Ему нужен отдых, а продолжал служить без слова недовольства.
Во-вторых, о том, что Христу не нужна была толпа народа, чтобы творить чудеса. Многие же люди с готовностью делают на глазах толпы то, на что у них нет ни времени, ни желания, если это касается отдельных людей. Господь же был готов проявить всю силу и власть в простом деревенском домике в Капернауме, вдали от падкой на чудеса толпы.
И наконец, в-третьих, очень важно обратить внимание на то, что как только теща Симона Петра выздоровела, она стала служить им (Мк. 1, 31). Не ожидая, что люди станут делать что-либо для нее, она сразу начала готовить пищу и служить своим родственникам и Иисусу Христу, потому как осознавала, что вновь обрела здоровье для того, чтобы служить людям.
Блаженный Феофилакт замечает: «Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать Ему угодное».
Конечно, исцеление тещи Симона произвело настолько сильное впечатление на жителей Капернаума, что слух о нем быстро распространился по всему городу. И поэтому При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых (Мк. 1, 32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Исцеления были совершены, как точно обозначает Марк, субботним вечером, когда уже заходило солнце. Только теперь кончился субботний покой и можно было совершить перенесение больных, которое не разрешалось в субботу».
Скопление народа было настолько большим, что весь город собрался к дверям (Мк. 1, 33) дома Симона-Петра. Господь Своей Божественной силой исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос (Мк. 1, 34). Господь не позволял говорить бесам, потому что они знали, Кто Он, а такого признания Своего достоинства Христос не хотел допустить.
А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1, 35). Таким образом Господь научает и нас поступать так: всегда пребывать с Господом, молиться и в то же время помнить, что молитва должна подготовить нас к тому, чтобы понести немощи других людей, как это сделал Он сам.
Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Как человек, Христос Спаситель Сам страдал от изнурения сил, вследствие стольких трудов, и в этом также смысле можно сказать, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
Таким образом, дорогие братья и сестры, Сам Спаситель явил нам совершенный пример любви и служения человеческому роду. Важно лишь помнить, что каждому из нас Господь открывает возможность стать подобными Богу, исполняя Его волю и служа ближнему. Именно поэтому человеку, поистине любящему Бога, следует стремиться к деятельному служению своему ближнему, понимая, как важно видеть образ Божий в каждом из людей.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)