25 августа.от Марка. Глава 2, ст. 18–22.
2.18. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
2.19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
2.20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
2.21. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
2.22. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
(Мк. 2, 18–22)
Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. Иоанн Креститель был строгим постником и, конечно, приучил к постничеству своих учеников. Фарисеи также соблюдали все положенные и установленные обычаем посты. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу приводили их в пример и винили Спасителя за то, что ученики Его не постятся наравне с теми, спрашивая: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? (Мк. 2, 18).
Отвечая на поставленный вопрос, Христос приводит известные образы иудейской свадьбы. В течение недели после бракосочетания супруги непрерывно пировали и веселились, приглашая близких друзей, которые именовались детьми брачного чертога. Правило раввинов гласило: «Все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения всех тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье». И следовательно, гости брачного пира были освобождены от всякого поста. Поэтому, сравнивая Себя с женихом, а Своих учеников – с ближайшими друзьями жениха, Спаситель замечает: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? (Мк. 2, 19).
Блаженный Феофилакт пишет, что Своими словами Христос говорил им: «… Ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть».
Таким образом, Спаситель возвращает посту его изначальный, духовный смысл. Когда рядом Господь, радость от встречи и общения с Ним заставляет забыть обо всем. Но когда закончится пребывание Христа с учениками, для них наступит время поста.
Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит следующий пример: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Мк. 2, 21). Новая, то есть небеленая, ткань садится после стирки, и значит, заплата из нее еще больше тянет и, следовательно, совсем разрывает старую ткань.
Евфимий Зигабен замечает, что этим примером Спаситель желает сказать: «Целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на них суровости и тяжести поста, чтобы они еще более не ослабели, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим».
Приводя другой пример, Христос говорит: Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк. 2, 22). В древности люди хранили вино в шкурах, а не в бутылках. Мех представлял собой вместилище для вина – мешок, изготовляемый из цельной кожи ягненка, барана или вола. Когда молодое вино наливали в мехи, оно все еще бродило и газы давили на стенки шкуры. Новые мехи были эластичны и под давлением растягивались без всякого вреда. Старые же со временем грубели и теряли свою гибкость, и если в них наливали новое, еще не перебродившее вино, они не растягивались и могли разорваться.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих».
Этими словами Спаситель также наставляет Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников.
Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина основывается на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься « сыны чертога брачного» , потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)