31 августа.Евангелие от Марка. Глава 3, ст. 28–35.
3.28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
3.29. но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
3.30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
3.31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома , послали к Нему звать Его.
3.32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома , спрашивают Тебя.
3.33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
3.34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
3.35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
(Мк. 3, 28–35)
После изгнания бесов, то есть яснейшего Божественного откровения Святого Духа, явленного во Христе, книжники настолько открыто выступали против Святого Духа, что видимые Его действия приписали злому духу – веельзевулу. Все это говорило об их неверии и ожесточении сердец, а потому Христос заметил: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 28–29).
Господь называет хулой на Святого Духа намеренное противление спасающей благодати Божьей, которая есть благодать Святого Духа. За этот грех нет прощения, потому как если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «…В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и вместе с тем в самом корне отрицается вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести самая благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом».
В то время, как Он говорил им, пришли Матерь и братья Его, но не могли подойти к Нему по причине множества окружавших Его людей. Необходимо отметить, что у евреев братьями назывались не только родные, но также двоюродные и троюродные братья, как и близкие родственники вообще.
И так как родственники Христа по плоти не имели возможности лично приблизиться к Нему, то сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома , спрашивают Тебя(Мк. 3, 32). Желая выразить мысль о том, что духовное родство с людьми, слушающими и воспринимающими Его учение, в Его глазах было выше, чем по плоти, Спаситель произносит: кто матерь Моя и братья Мои? (Мк. 3, 33).
Евфимий Зигабен пишет: «… Так как Он тогда учил народ, и было неприлично оставить его и бежать к Матери и братьям, то и говорит: какая это у Меня Мать, и какие у Меня братья, чтобы из повиновения им Я пренебрег пользою столь многого народа? Итак, не унижая их сказал эти слова, а показывая, что спасение погибших Он считает дороже повиновения родителям и родственникам. И нисколько не удивительно: ради этого спасения Он и благоволил иметь и Мать, и родственников».
Без сомнения, кровные узы всегда остаются той связью, которую ничто не может порвать, но также верно и то, что самыми глубокими и искренними отношениями в жизни являются родство ума с умом и сердца с сердцем. Люди становятся по-настоящему близкими и обретают подлинную дружбу и связь лишь тогда, когда их объединяют убеждения, принципы, интересы, цели.
Самый яркий пример – это наше стремление к Богу, единство и единение во Христе. Показывая, что все люди, единственная цель которых – исполнение воли Божией, являются по-настоящему родными для Него, Христос добавляет: кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3, 35).
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Господь всегда питал нежное чувство к Своей Матери, и, даже уже вися на Кресте, поручил Ее заботам Своего возлюбленного ученика. Но тут, когда во время произносимого Им поучения к народу, Его хотели оторвать от этого, Он показал всем, что исполнение воли Отца Небесного для Него выше родственных чувств: кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь».
Наступление Царства Божия на земле возможно лишь при исполнении воли Божией на земле, как на небе. Когда человек направляет свою волю согласно воле Божией, то благодатной помощью Святого Духа и предстательством Пресвятой Богородицы начинается подлинное сыновство. И действительно, все люди – дети Божии, а потому каждому человеку даруется равная возможность вступить в родство с Богом через исполнение воли Божией.
Исполнение воли Божией, дорогие братья и сестры, является именно тем, что дает человеку возможность находиться в общении и единении со Спасителем. Только тогда исполняем мы волю Божию, когда слушаем и храним слово Его, укрепляющее в душе веру и побуждающее любить ближнего и творить дела милосердия. Сила благодати, сокровенная в слове Божием, укрепляет волю к исполнению заповедей Божиих, постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)