2 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 15–22.
22.15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
22.16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
22.17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
22.18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
22.19. покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
22.20. И говорит им: чье это изображение и надпись?
22.21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22.22. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
(Мф. 22, 15–22)
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют нам о фарисеях, которые желали искусить Господа, задав Ему лукавый вопрос и предложив неразрешимую, как им казалось, дилемму. Посланники синедриона склоняют своих учеников с иродианами обратиться к Спасителю с вопросом, который якобы действительно их беспокоит: позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 20, 17).
Евфимий Зигабен поясняет: «Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, – возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, – а если скажет, что нельзя, – предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать».
Сам вопрос следовал из того, что иудеи находились под господством язычников-римлян. Подобное положение богоизбранного народа считалось злом, к уничтожению которого следовало стремиться всеми силами. Налог, взимаемый в пользу язычников, противоречил теократической идее: иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно.
Уплата налогов в пользу римлян началась в Иудее с 63 года до Рождества Xристова. Предлагая Спасителю вопрос о подати кесарю, то есть римскому императору, которым был тогда Тиверий, фарисеи и иродиане надеялись поставить Христа в безвыходное положение. Если Христос признает обязательность налога, то тем самым настроит против себя народ, который в массе считал налог в пользу кесаря оскорбительным. Если же Христос отвергнет налог, то явится возмутителем против римской власти.
Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: иудейский народ – это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному, да еще языческому царю, так как иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать – давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то, и другое: т. е. исполняйте свои обязанности как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно».
Господь, понимая все их лукавство, ответил: покажите Мне монету, которою платится подать (Мф. 22, 19). Когда же Ему принесли динарий, то Он спросил: чье это изображение и надпись? (Мф. 22, 20). Услышав в ответ: кесаревы (Мф. 22, 21), Христос заметил: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21), подразумевая, что служение кесарю не препятствует истинному служению Господу Богу.
Блаженный Феофилакт замечает: «Иисус на основании изображения кесаря на монете вразумляет их: что носит на себе изображение кесаря и что, значит, принадлежит ему, то кесарю и надо отдавать. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных – Богу».
Человек же носит в себе изображение Божие, ибо создан по образу Божию. Поэтому его сердце и жизнь должны быть отданы Тому, Кому они и принадлежат. Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь очень четко говорит о двух формах жизни, которые нельзя смешивать: о Небесном Царствии и о месте на земле, где мы пребываем и в котором мы никогда не должны забывать о Боге.
Общий смысл услышанных нами слов таков: христианин, являясь одновременно гражданином Царства и гражданином своей страны, не должен забывать о своих обязанностях и ответственности перед Богом и перед людьми. Наши отношения с Богом строятся через людей. Материальная и духовная составляющие нашей жизни выступают как некое целое: они не разделяются, но вместе с тем каждая из них имеет свое важное значение. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу – в этом Божия Премудрость и весь христианский путь.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)