Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 33–42.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 33–42.

21.33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

21.34. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

21.35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

21.36. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

21.37. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

21.38. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

21.39. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

21.40. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

21.41. Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

21.42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

(Мф. 21, 33–42)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения содержат рассказанную Господом притчу о злых виноградарях. Эта притча была адресована, в первую очередь, первосвященникам и старейшинам народа.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Рассуди же, как велико было Божие попечение о них, и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник, и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога».

Образы, описанные в причте, были знакомы для любого иудея того времени. Оградой виноградника обычно служила живая изгородь из терновника, защищающая от зверей, которые могут опустошить и уничтожить виноградник, и от воров. В каждом винограднике было точило, или пресс, состоявший из двух корыт, вырубленных в куске скалы или сделанных из кирпичей: один был расположен чуть выше другого и связан с нижним каналом. Виноград давили в верхнем корыте, и сок стекал в нижнее. Башня служила для двух целей: во-первых, как наблюдательная, сторожевая вышка для охраны от воров в пору созревания винограда, а во-вторых, как жилье для работавших в винограднике.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Некоторый хозяин, под которым подразумевается Господь Бог, устроил виноградник, под которым нужно понимать ветхозаветную Церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества… Под “виноградарями” разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона… Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия».

Через некоторое время хозяин послал своих слуг, то есть пророков. Но виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями (Мф. 21, 35).

Именно так поступили с посланниками Божиими начальники иудейского народа. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Когда же хозяин виноградника отправил к ним своего сына, то виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (Мф. 21, 38).

Евфимий Зигабен замечает: «Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее… Не убили Его, как Сына Божия, но убили, как Наследника Виноградника, т. е. как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, т. е. народом…»

А потому виноградник и был передан другим виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что виноградник Божий – это мы. И как виноградный сад должен приносить обильные плоды, так и от нас Господь ждет жизни, исполненной любви к Нему и стремления приносить добрые плоды христианства, исполняя волю Небесного Отца.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится