5 сентября.Евангелие от Марка. Глава 4, ст. 24–34.
4.24. И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
4.25. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
4.26. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
4.27. и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
4.28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
4.29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
4.30. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
4.31. Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
4.32. а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
4.33. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
4.34. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
(Мк. 4, 24–34)
Сегодня, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, строки евангельского чтения содержат яркие образы Царствия Божия, приведенные Господом в притчах о семени и горчичном зерне.
Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель научает их быть как можно более внимательными к Его словам о Царствии Божием, чтобы воспринять свет истины: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет(Мк. 4, 24–25).
Блаженный Феофилакт так рассуждает об этих словах: «Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая Искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается».
Указывая на постепенный характер появления Царства Божия в душе отдельного человека, принявшего учение Христа , Спаситель рассказывает причту о человеке, бросившем в землю семя, которое произрастает потом уже без участия земледельца. Человек же этот и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мк. 4, 27–29).
Проповедники Евангелия, бросающие семена веры в души людей, не могут уже в дальнейшем в точности уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут сжаты и собраны в Царство Божие.
Александр Павлович Лопухин пишет: «От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге».
Далее, желая показать преобразующее воздействие Царства Божия на жизнь людей, Спаситель рассказывает причту, в которой уподобляет Царство Божие горчичному зерну, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4, 31–32).
Смысл притчи, рассказанной Господом, заключается в том, что хотя начало Царствия Божия, по-видимому, неприметно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в Царство великое и всемирное.
Борис Ильич Гладков замечает: «Царство Божие, Царство Христа на земле или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось со временем так, что вместило в себе множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи небесных птиц».
Точно так же бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, едва приметное поначалу, все сильнее охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.
Нам же следует помнить, что пребывание Бога внутри любящего Его человека и есть Царство Божие. А силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Сила Божественной благодати действует, невидимо распространяясь на все свойства души человека, освящая их и преображая.
Для стяжания этой благодати, дорогие братья и сестры, необходимы решимость человека жить в Боге, стремление исполнять волю Божию, великая сила любви и желание послужить ближнему своими богоугодными делами.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)