6 сентября.Евангелие от Марка. Глава 4, ст. 35–41.
4.35. Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
4.36. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
4.37. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.
4.38. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
4.39. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
4.40. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?
4.41. И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
(Мк. 4, 35–41)
Генисаретское озеро, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, имеет еще несколько наименований. Самое известное – Галилейское море – образовано от Галилеи, исторической местности Израиля, которую озеро ограничивает с востока.
Позднее Генисаретское озеро получило наименование Тивериадского по названию города Тивериада (современная Тиверия), основанного в I веке по Рождестве Христовом в честь римского императора Тиверия. Название Генисаретского озеро получило по одноименной долине, в которой располагался древнейший город Генисарет, существовавший еще до покорения Ханаана евреями и процветавший во времена описанных в Новом Завете событий.
Генисаретское озеро знаменито тем, что является самым низким пресноводным озером на Земле. С южной части оно ограничено Трахонитским плоскогорьем, вершиной Хаврана и горой Ермон, а с северо-востока скалами и ущельями, которые, по словам одного писателя, служат опасными ловушками для ветров, поднимая внезапные шторма.
В один из таких внезапных штормов и попала лодка, на которой апостолы переправлялись по озеру вместе со своим Божественным Учителем, Которого по традиции, как и всякого почетного гостя, расположили на корме, застилавшейся коврами и подушками для удобства путешественника.
Здесь Господь и уснул, но апостолам, большинство из которых были рыбаками этого озера, было не до сна. Им предстояла битва со стихией, которая измучила их до такого состояния, что они обращаются к Христу словами, исполненными мольбы и упрека: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? (Мк. 4, 38). На это Господь упрекает их в маловерии, а затем властными словами Умолкни! Перестань! (Мк. 4, 39) мгновенно прекращает бурю.
Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этом евангельском событии, пишет: «Каждый человек, и народы, и Церковь – плывут по морю жизни сами, силами, в них вложенными, естественными и сверхъестественными, по порядкам, Богом установленным. Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий; Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий в противоположность Его Божественным планам».
Один философ спрашивал, может ли Бог создать такой камень, который не может поднять Сам, пытаясь тем самым сказать, что если не может, значит Бог не Всемогущий. Но такой камень есть – это человек! Господь наделил нас свободной волей и никогда ее не нарушает! Господь не может дать нам ни одного блага, не может помочь нам ни в одной трудной жизненной ситуации, если мы Его об этом не попросим.
А ведь таких ситуаций в быту очень много: это и жизненные тревоги, и проблемы различного плана, и печаль, и даже невыносимое горе. Но когда человек призывает Христа, то Бог укрощает любую нашу бурю: умолкает самый громкий вой горюющей души и исчезают любые тревоги и проблемы. Потому что Бог – это любовь! Иногда поддерживающая, иногда укоряющая, но любовь!
Но и не будем забывать, что, по словам Спасителя, есть очень важный аспект Его вмешательства в нашу жизнь: что вы так боязливы? как у вас нет веры? (Мк. 4, 40). Отсутствие страха и наличие веры – это то, что способствует Богу соучаствовать в нашей жизни.
У апостолов был страх смерти, страх богооставленности, который и мы нередко испытываем, допуская в глубины нашего сердца величайший грех уныния, или, как сейчас модно говорить, депрессию. Именно этот страх может не допустить Бога в нашу жизнь и поколебать основы нашей веры.
Но что есть вера? Для каждого христианина вера – это доверие Богу! Доверие без каких-либо условностей! Именно такую веру и требует Христос от своих учеников, именно к такой вере призывает и нас.
И если мы сможем побороть все страхи и всецело предать себя воле Божией, то это будет спасительным не только для нас, но для тех, кто рядом с нами, – подобно другим кораблям, путешествовавшим по Генисаретскому озеру рядом с апостольским кораблем, – будут свидетелями живой, действующей, спасительной силы Божией. Дабы и они говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему ? (Мк. 4, 41) – открывая для себя Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, учась от нас истинной вере.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)