9 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1–12.
23.1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
23.2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
23.3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
23.4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
23.5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
23.6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
23.7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
23.8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;
23.9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
23.10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
23.11. Больший из вас да будет вам слуга:
23.12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф. 23, 1–12)
Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни.
Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.
Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.
Но чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3–4).
Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они … и не приближались к этим тяжким бременам».
Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ другим увеличивают те кожаные ящички, в которые вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.
Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).
Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.
Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6) . Главные или почетные места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.
Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжники незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.
Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими апостолами... Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».
Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11–12).
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)