10 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 1–14.
22.1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
22.2. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
22.3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
22.4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
22.5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
22.6. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
22.7. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
22.8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
22.9. итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
22.10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
22.11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
22.12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
22.13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
22.14. ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1–14)
Когда кто-либо имел желание устроить пир, к примеру, в честь брака своего сына, он заранее рассылал приглашения, но без указания точного дня и времени. Когда же все было полностью готово, вестники повторно обходили и созывали всех ранее приглашенных.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет, что в этой притче «под образом званых надо понимать народ иудейский, а под слугами царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех, кто встретится, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда иудеи отвергли апостольскую проповедь. На брак – в Царствие Божие – призываются все: и добрые, и злые, ибо для вступления в него не нужны ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего».
Как мы видим, приглашение царя на пир было отвергнуто в грубой форме. Последствия этого отказа ужасны: Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их (Мф. 22, 7). И действительно, гибель постигла тех, кто отказался узнать Сына Божия, когда Он пришел в мир. Так, в 70 году город Иерусалим был разрушен до основания, а Иерусалимский храм был разграблен и сожжен.
И так как брачный пир готов, а званые не были достойны (Мф. 22, 8), то царь повелевает своим рабам: итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир (Мф. 22, 9). Приглашение Божие было послано людям, которые символизируют язычников, никогда не ожидавших столь милостивого приглашения на пир в Царство Божие. Но Господь ставит определенное условие пребывания на брачном пиру Его возлюбленного Сына – наличие брачной одежды.
Борис Ильич Гладков замечает: «Как на царский пир восточных царей приглашенные могли войти не иначе, как в парадной одежде, предлагаемой им от царя, так и в Царство Небесное можно войти только с чистой душой, в светлом одеянии добра и Божией правды. И как не пожелавшего надеть предложенную ему от царя одежду выгоняют из ярко освещенных палат царского пира за стены его двора, где изгнанного поражает внешняя тьма и где он от ночного холода, стыда и досады скрежещет зубами, так и в Царство Небесное не будет допущен тот, кто свою грязную одежду души не сменит на одежду света».
Завершая рассказ притчи, Спаситель замечает: ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14). И эти слова научают нас тому, что в Царство Христово призывается каждый, кто откликнется на проповедь Евангелия, но входят в это Царство лишь избранные.
Евфимий Зигабен пишет: «Никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, то есть одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, то есть быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей».
Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что любовь, милосердие и благодать Божии являются не только даром, но и ответственностью. Именно поэтому, встретившись один раз в своей жизни лицом к лицу со Христом, мы уже не вправе продолжать жить так, как жили до этой встречи. Во время Таинства Крещения священник произносит слова: «Облачается раб Божий в ризу правды!» И эта риза, одежда, символизирует чистоту, святость и добродетель, которые мы обязаны хранить всю нашу жизнь, дабы войти в открытые врата брачного пира Царства Божьего!
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)