11 сентября.Евангелие от Марка. Глава 6, ст. 14–30.
6.14. Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
6.15. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
6.16. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
6.17. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
6.18. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
6.19. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
6.20. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
6.21. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, –
6.22. дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
6.23. и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
6.24. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
6.25. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
6.26. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
6.27. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
6.28. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
6.29. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
6.30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.
(Мк. 6, 14–30)
Сегодняшнее евангельское чтение посвящено Усекновению главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна.
Несмотря на то, что у иудеев не существовало обычая праздновать дни рождения, Ирод, подражая восточным царям, устроил в свой день рождения большой пир для вельмож, тысяченачальников и галилейских старейшин.
По обычаям Востока женщины не могли присутствовать на пиршестве, и только рабыням дозволялось плясать перед мужчинами. Однако Саломея, дочь Иродиады, с которой незаконно сожительствовал Ирод, пренебрегла обычаем и, выйдя к пирующим, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним (Мк. 6, 22), а потому он пообещал выполнить все, чего бы она ни попросила.
Саломея вышла посоветоваться с матерью, на что последняя ответила, что самым дорогим подарком для нее будет смерть Иоанна Крестителя, обличителя ее преступной связи с Иродом, а потому приказала просить головы Иоанна Крестителя (Мк. 6, 24).
Ирод не желал смерти Иоанна Предтечи, но из самолюбия и ложного стыда не захотел нарушить клятвы, а потому послал своего оруженосца отсечь голову пророку и принести ее на блюде.
Блаженный Феофилакт пишет: «Можно понимать рассматриваемое место и в переносном, духовном смысле. Так, Ирод представляет собой грубо-плотский народ иудейский: он взял жену, то есть ложную и нелепую славу, дочь которой и ныне еще пляшет, и находится в движении у иудеев, – это обольщающее их знание Писаний. Они думают, что знают Писания, тогда как на самом деле не знают, ибо они обезглавили Иоанна, то есть пророческое слово, потому что не приняли Главу пророчества, разумею Христа».
Мученическая кончина Иоанна Предтечи вновь указала на проблему, существовавшую в иудейском обществе: никто из присутствовавших на пиру у Ирода не попытался отговорить его от убийства Иоанна Крестителя, равно как и их предки допускали умерщвление пророков, посланных Богом.
Иоанн Предтеча был устами Божиими, обличителем пороков, грехов и страстей, являясь живым примером мученика за правду Божию, имея силу и смелость свидетельствовать истину. Пусть для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Иоанн Креститель будет примером послушания Божией воле, смирения и преданности Господу.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)