Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 14 сентября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 16–22.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

14 сентября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 16–22.

4.16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

4.17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

4.18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

4.19. проповедовать лето Господне благоприятное.

4.20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

4.21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

4.22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

(Лк. 4, 16–22)

 

Сегодня, в день начала индикта – церковного новолетия, в евангельском отрывке мы читаем, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу, где Ему предложили Книгу пророка Исаии. Точнее, не книгу в нашем сегодняшнем понимании, а свиток с книгой пророка. Именно цитата из этой книги стала поводом для того, чтобы в первый день нового церковного года преподать данный евангельский отрывок за богослужением.

Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так:

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).

Необходимо отметить, что в русской Синодальной Библии в словосочетании «лето Господне» оставлено без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идет о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлет давно ожидаемого Мессию, Который, в отличие от всех пророков, является не только проповедником истины, но Самой Истиной, Искупителем, единственным имеющим власть прощать грехи на земле.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «Конечно, под “летом” понимается Мессианское время спасения для израильского народа и для всего человечества. Замечательно, что в этом пророчестве Исаии содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете: во-первых: пророческое помазание обозначено словами: “благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем” ; во-вторых: царское: “проповедывать пленным” – это и есть прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и в-третьих: первосвященническое: “проповедывать лето…”, так как наступление юбилейного года возвещали священники, по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник».

Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19), опустив слова о дне Божественного отмщения. И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное «лето», то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное».

Для каждого человека есть свой рубеж времени, когда появляется готовность делать какие-то выводы в отношении самого себя: у кого-то в день ангела, у иного в день рождения, а другой выбирает совсем постороннюю дату. Ныне же Святая Церковь приглашает нас с вами подвести определенные духовные итоги нашей жизни за прошедший год: без торжества праздника, без каких-либо отвлекающих элементов светского нового года. Но в тишине молитвы и рассуждений, покаяния и благодарности Богу сконцентрировать внимание на нашей с вами повседневной жизни и понять, насколько за последний год мы преобразились, насколько стали ближе к Царству Божию, определяя и исправляя допущенные ошибки.

Пусть же сегодняшний день, дорогие братья и сестры, станет для нас днем рассуждения и благодарения Богу за Его благоприятное лето для каждого из нас.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 
Нравится