Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 17 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 35–46.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

17 сентября.Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 35–46.

22.35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

22.36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

22.37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

22.38. сия есть первая и наибольшая заповедь;

22.39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

22.40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

22.41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

22.42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

22.43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

22.44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

22.45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

22.46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

(Мф. 22, 35–46)

 

Две важных темы затронуты в сегодняшнем евангельском чтении: первая – о наибольшей заповеди в законе, вторая – о том, Кто же такой Христос. «Христос» – греческое слово, по-еврейски оно звучит как «Мешиах», или «Мессия».

Мы неоднократно слышали в Священном Писании, что Господь не дозволял ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в истинном понимании Своего служения, потому как необходимо было радикально изменить их представление о Христе.

Самым распространенным титулом Христа был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось чаяние народа о том, что однажды явится наследник царя Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет народ к завоеванию всего мира. Эти ожидания мы встречаем и на страницах Евангелия: слепые, просящие прозрения, кричали Христу: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). И когда Господь входил в Иерусалим, то, как мы читаем у евангелиста Матфея,  народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!  (Мф. 21, 9). «Осанна» означает «спаси нас», то есть «спаси нас, Сын Давидов!»

Но Господь открывает ученикам и фарисеям иное значение Мессии. Он цитирует 1-й стих 109-го псалма:

Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1).

Все понимали, что этот стих говорит о Христе. Спаситель указывает на то, что Давид называет Христа Господом, а значит, Он не просто Сын Давида по плоти, Он – Господь Давида, ибо Христос – Сын Божий. Этим Спаситель говорил иудеям о том, что пришел в мир объединить людей не силой оружия, а силой любви, которую Он ставит на высшее место во взаимоотношениях между Богом и человеком. Эти взаимоотношения и есть вера или религия.

Господь цитирует слова книги Второзакония:

… и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5).

Это значит, что мы должны отдать Богу всю любовь – любовь, которая владеет всеми нашими чувствами и направляет наши мысли и поступки. Вера начинается с любви, представляющей собой посвящение жизни Богу.

Вторая заповедь, которая, по словам Христа, подобна первой, цитируется Господом из книги Левит:

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш (Лев. 19, 18).

Наша любовь к Богу должна проявляться в любви к людям, ибо человек есть образ Божий. Поэтому по-настоящему мы можем полюбить человека, лишь полюбив Бога.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только правда важна, к одной только правде стремятся они. К какой правде? К правде земной, к правде человеческой. Только о ней помышляют они».

И действительно, как часто любовь в нашем мире заменяется некой правдой, некой справедливостью. Но правда земная и правда Божия, как правило, отстоят очень далеко друг от друга. Ибо мир заботится о телесном, в то время как христианин должен заботиться о вечной душе человека.

Быть подлинно верующим – значит любить Бога и любить людей, которых Он сотворил по Своему образу; но любить Бога и человека не туманно и сентиментально, а полностью вручить себя Богу и посвятить свою жизнь практическому служению людям.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 
Нравится