26 сентября.Евангелие от Марка. Глава 11, ст. 11–23.
11.11. И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
11.12. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
11.13. и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
11.14. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
11.15. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
11.16. и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
11.17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
11.18. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
11.19. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
11.20. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
11.21. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
11.22. Иисус, отвечая, говорит им:
11.23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
(Мк. 11, 11–23)
В этом евангельском тексте, дорогие братья и сестры, повествуется о двух событиях из жизни нашего Спасителя. Об очищении Иерусалимского храма и о смоковнице, о которой и пойдет речь сегодня.
О бесплодной смоковнице говорит не только евангелист Марк, но и евангелист Лука. Только последний передает это повествование в притче, а не как реальную историю. Хотя некоторые исследователи Священного Писания предполагают, что описанным у евангелиста Марка событием Господь на деле показывает ученикам рассказанную ранее притчу, подтверждая силу Божию.
Что же хотел Господь сказать ученикам Своим проклятием смоковницы?
Стоит заметить, что событие со смоковницей происходит в контексте очищения Иерусалимского храма от денежных менял и торгующих голубями и прочими жертвенными животными. Храм был исполнен красоты и благолепия, но эта красота терялась за внутренним бесчестием наполняющих его людей.
Святитель Феофан Затворник отмечает: «Смоковница, покрытая листьями, была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет».
Но почему же Господь ищет плоды на смоковнице, как указывает евангелист Марк, тогда, когда еще не пришло время собирания смокв?
Как мы знаем, Господь не требует от человека то, чего у человека нет. Так же, как и не мог требовать Он от смоковницы плоды не во время ее плодоношения. Значит, в этих словах мы должны искать иной – иносказательный – смысл.
Смоковница – символ народа Израильского, которому Бог посылал обильные плоды благодати через пророков. Но под внешними нормами и правилами израильский народ не сохранил эти плоды. А время нового урожая еще не настало – ведь новые плоды благодати появятся лишь после сошествия Святого Духа на апостолов – когда откроется миру вся полнота Божественной любви.
Проклятием смоковницы Господь как бы говорил апостолом: смотрите, Израиль бесплоден и засохнет, как это дерево; несите жизнь всему миру, каждому, кто сможет ее принять.
Эти слова звучат сегодня и для нас. Если мы, имея в себе внутреннюю благодатную Божию силу, не приносим добродетельные плоды, то мы лишаемся этой силы. И становимся сухими ветками, которые легко может охватить огонь страстей. И наоборот, если поддерживаем и сохраняем в себе Божественную благодать, то всегда будем являть миру плоды Божественных дарований.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)