28 сентября.Евангелие от Марка. Глава 11, ст. 27–33.
11.27. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
11.28. и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
11.29. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
11.30. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
11.31. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
11.32. а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
11.33. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Мк. 11, 27–33)
Воистину, дорогие братья и сестры этот евангельский текст можно озаглавить не иначе как: «Каков вопрос – таков ответ!»
Среди святых дворов храма стояли две знаменитые крытые аркады. Одна располагалась на восточной, другая – на южной стороне двора язычников. На восточной стороне двора был притвор Соломонов: величественная аркада, образованная коринфскими колоннами высотой более десяти метров.
На южной стороне двора находилась еще более величественная аркада – царский портик, образованный четырьмя рядами белых мраморных колон диаметром два метра и высотой десять метров; всего было сто шестьдесят две колонны. Такие аркады укрывали от солнца, ветра и дождя, поэтому были весьма удобны для общих собраний учителей и учеников. Вот в этих аркадах в храме и учил Господь наш Иисус Христос.
И вот к Нему подошла группа избранных первосвященников и знатоков права, то есть книжников. Подошли, чтобы задать вопрос: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? (Мк. 11, 28). Этот вопрос был напрямую связан с изгнанием Христом привычных и даже официально признанных торговцев из храма Господня.
Первосвященники и книжники надеялись поставить Спасителя перед дилеммой: если Он скажет, что поступает Своею властью, они смогут арестовать Его как одержимого манией величия. А если бы сказал, что властью Божьей, – арестовали бы за богохульство, сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и чинить беспорядок в дворах Его дома.
Господь предлагает им, чтобы получить ответ на их вопрос, ответь на Свой: Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? (Мк. 11, 30).
Как отмечает блаженный Феофилакт: «Господь предлагает им вопрос об Иоанне, не без причины и не с какой-либо хитростью. Но поскольку Иоанн свидетельствовал о Нем, то Он и спрашивает злодейственных иудеев об Иоанне, дабы они, если признают Иоанна за посланника Божия, вынуждены были бы принять свидетельство Иоанна и о Христе. А как они не могли ничего ответить, то Он, чтобы еще более уничижить их, говорит: и Я не скажу вам . Не сказал: “Я не знаю, что отвечать вам”, но “и Я не скажу”, то есть поскольку вы злобствуете, то Я не удостаиваю вас ответа».
Однако первосвященники и книжники понимали, что если они скажут, что деятельность Иоанна была чисто человеческой, – то теперь, когда Иоанн был всеми признан еще и мучеником, их слова могут вызвать бунт. И потому они были вынуждены заявить, что не знают, и дать Иисусу возможность не отвечать на их вопрос.
Вся история – яркая иллюстрация того, что происходит с людьми, которые отказываются видеть правду. Они вынуждены изворачиваться, обманывать и в конце концов сами попадают в безвыходное положение. Тот, кто не признает истины, лишь будет все глубже погрязать в безнадежном положении.
Так, дорогие братья и сестры, Господь и нас с вами поучает не лукавить в своей жизни, а держаться истины и правды Божией, дабы не попадать, наподобие первосвященников и книжников, в неловкие ситуации. Ведь их собственные лукавство и желание обесчестить Иисуса привели к тому, что они сами выставили себя не в лучшем свете пред множеством народа. Опозорившись таким образом, они потеряли уважение людей.
Постараемся и мы каждое свое слово и дело творить с осторожностью, дабы не опозорить ни себя, ни Церковь. Но самое важное – отвечать правдиво на поставленные перед нами вопросы. Пусть лучше мы окажемся смущенными, нежели в числе тех, кто скрывает истину.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)