29 сентября.Евангелие от Марка. Глава 12, ст. 1–12.
12.1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
12.2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
12.3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
12.4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
12.5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
12.6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
12.7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
12.8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
12.9. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
12.10. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
12.11. это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12.12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
(Мк. 12, 1–12)
Господь наш Иисус Христос не раз говорил с иудеями притчами, содержавшими образы, которые составляли неотъемлемую часть иудейского мышления и творчества.
Но и сама читаемая сегодня евангельская история вполне могла произойти в Палестине в эпоху Спасителя. В стране часто происходили волнения трудового народа, а многие помещики и землевладельцы жили за границей. Это могли быть иудеи, искавшие более спокойной и удобной жизни, чем в Палестине, или римляне, вложившие в виноградники свои деньги. По закону владелец виноградника мог собирать арендную плату за посаженный виноградник лишь на пятый год. В таком случае арендную плату платили натурой, она составляла определенную долю урожая.
Давайте, дорогие братья и сестры, разберем сегодня смысл тех аллегорических образов, которые представлены в этой притче.
Блаженный Феофилакт раскрывает его в следующих словах: «Виноградник означает иудейский народ, который насадил Господь. Под “оградою” разумеется закон, не допускавший иудеев смешиваться с другими народами. “Башня” есть храм. “Точилом” означается жертвенник, на котором проливалась жертвенная кровь. Бог отдал народ свой “виноградарям”, то есть учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии, например Михея, которого бил лжепророк Седекия; послал другого, которому камнями пробили голову и таким образом нанесли полное поругание, – можно относить это ко временам Осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, например о Данииле и Иезекииле. Наконец Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия), говоря: постыдятся Сына Моего. Сказал же это, выражая то, чему (по намерению Божию) надлежало быть. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника, вывели Его вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и умертвили. Христос действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть апостолам».
Но какие выводы, прочитав эту притчу, мы должны сделать сегодня?
В притче говорится, что виноградник был снабжен всем необходимым для легкой и эффективной работы. В этом мы видим величайшую щедрость Божию в жизни и в мире, который Он дал людям.
В ней говорится о доверии Бога. Хозяин удалился и предоставил виноградарям самим вести дело. Бог доверяет нам настолько, что предоставляет нам свободу строить нашу жизнь по своему усмотрению.
Также Господь раскрывает в притче долготерпение Божие. Неоднократно хозяин давал виноградарям возможность заплатить свой долг. Он проявил к ним терпение, которое они едва ли заслужили.
И о конечном торжестве правосудия Божия. Люди, может быть, пользуются терпением Бога, но в конце концов восторжествуют правосудие и справедливость.
Так, дорогие братья и сестры, Господь раскрывает нам с вами мудрость Своего управления миром. Не посрамим же нашу свободу, доверие Божие, терпение и любовь Его к каждому из нас.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)