30 сентября.Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 21–30.
8.21. Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
8.22. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?
8.23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
8.24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
8.25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
8.26. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
8.27. Не поняли, что Он говорил им об Отце.
8.28. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
8.29. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
8.30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
(Ин. 8, 21–30)
Сегодня, в субботу по Воздвижении Животворящего Креста Господня, в евангельском чтении Иисус Христос обращается к Своим оппонентам – книжникам и фарисеям. Вспомним, что книжники и фарисеи часто присутствовали на собраниях Господа, когда Он учил людей истинам Царства Божьего. Их присутствие имело одну цель – найти в словах Спасителя возможность обвинить Его в богохульстве или иных преступлениях, чтобы отвратить от Него народ или, арестовав, предать казни.
Господь говорит: Я отхожу, и будете искать Меня (Ин. 8, 21). Эти пророческие слова Спасителя относятся не только к иудеям времен Христа, но и к каждому из нас. Они должны напоминать нам о двух вещах.
Во-первых: бывают такие возможности, которые появляются один раз и не повторяются вновь. Человек, уверовав однажды во Христа как Спасителя и Бога, пренебрегая своей верой, оставляя молитву и предаваясь распутству греха, может навсегда потерять связь с Господом и никогда больше ее не найти.
Во-вторых: в словах Христа скрывается также истина о том, что время и жизнь ограничены. В отмеренное для нас время мы должны принять решение о нашем отношении ко Христу. Время принятия этого решения ограничено, и никто не знает отведенного ему срока.
Господь продолжает Свое пророчество словами: Куда Я иду, туда вы не можете прийти (Ин. 8, 21).
Блаженный Феофилакт указывает: этими словами Иисус хочет показать, что Он вперед знает о Своей смерти и что Крест есть дело не их силы, но Его произволения. Не вы Меня ведете, но Я иду добровольно. Куда Я иду, туда вы не можете прийти , – говорит Господь. Сими словами показывает, что Он подлинно воскреснет в славе и сядет одесную Бога, а они умрут во грехах своих. Что же они говорят на это? Неужели Он убьет Сам Себя? Отвергая такое их предположение и показывая, что самоубийство есть дело преступное, Господь говорит: Вы от нижних , и не можете помыслить ничего божественного; потому вам естественно так думать; но Я не от сего мира.
Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8, 24), – говорит Спаситель. О грехе можно сказать следующее: слово αμαρτία [амартия], грех, когда-то было связано со стрельбой и буквально означало «промах». Человек, отказывающийся принять Иисуса Христа как Спасителя и Бога, допускает промах в жизни. Он умирает, не достигнув цели и смысла жизни, и потому непригоден для будущей, высшей жизни в Царстве Небесном.
Сущность греха заключается в том, что он разлучает человека с Богом. Когда Адам, как сказано в книге Бытия, совершил первый грех, он сразу захотел спрятаться от Бога (Быт. 3, 8–10). Человек, умирающий во грехах, умирает, находясь во вражде с Богом; в то время как человек, принявший Христа, в смерти открывает себе путь к более близкому общению с Ним.
Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам (Ин. 8, 25). Во всем Новом Завете нет стиха, подобного этому, который было бы так трудно перевести с греческого языка. Некоторые понимали эти слова так: «Все, что Я говорю вам, есть только начало» или «Почему Я вообще говорю с вами?» Но для правильного понимания лучше всего обратиться к грекоязычным отцам Церкви, таким как, к примеру, святитель Иоанн Златоуст, который пишет: «Это значит вот что: вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нисколько не внимаете словам Моим».
Дорогие братья и сестры, слушая сегодня пророческие слова Спасителя и размышляя над ними, да не уподобимся в своей косности фарисеям – грешникам и богоотступникам, но ища и обретая Христа, в молитве и борьбе с грехами, постараемся сохранить это святое единение с Богом.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)