Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 3 октября.Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 23–38; глава 4, ст. 1.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 октября.Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 23–38; глава 4, ст. 1.

3.23. Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,

3.24. Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

3.25. Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,

3.26. Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,

3.27. Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,

3.28. Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

3.29. Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,

3.30. Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,

3.31. Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,

3.32. Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,

3.33. Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,

3.34. Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,

3.35. Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,

3.36. Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,

3.37. Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,

3.38. Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

 

4.1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

 

(Лк. 3, 23–38; 4, 1)

 

Иудеям особенно важным казалось сохранение своей родословной, и у них были на то основания. Бог дал вечные обетования Аврааму и его потомкам, а потому во время войн и вынужденного изгнания они хранили свои воспоминания и крепко держались своей родословной как линии жизни. Так, несколько начальных глав Первой книги Паралипоменон в Ветхом Завете состоят целиком из перечисления имен.

Необходимо отметить, что родословную Господа приводят два евангелиста: Матфей и Лука. Матфей начинает родословную с отца всех иудеев Авраама, всячески подчеркивая мессианский характер генеалогии, указывая на то, что главными предками Иисуса являются Авраам и Давид. Лука же доводит генеалогию Христа до Адама и до Бога.

Блаженный Феофилакт пишет: «Лука представляет родословие Господа в порядке обратном, сравнительно с евангелистом Матфеем, чтобы показать, что родившийся ныне по плоти есть от Бога… и… что Он воплотился для того, чтобы всех посредствующих отцов возвести к Богу и сделать сынами. Могу сказать и иначе: рождение Господа, как бессеменное, встречало неверие. Поэтому евангелист, желая показать, что и в другое время человек был без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам родился без семени, то, прошу, обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени, и после сего не будь неверен».

Имена, приведенные евангелистом Лукой в родословии Господа, расположены в обратном порядке: список начинается с Иисуса Христа и заканчивается Богом. Это так называемая восходящая генеалогия.

При сравнении родословия Христа в повествовании двух евангелистов немало различий: так, например, по родословию, предоставленному Матфеем, отцом Иосифа обручника является Иаков, по родословию Луки – Илий. Объяснить это можно тем, что у иудеев обычным было давать одному и тому же лицу несколько имен.

Другое различие, обращающее на себя внимание, состоит в том, что Cалафииль и Зоровавель по обоим родословиям имеют разных отцов и сыновей. Также можно отметить, что, по Матфею, Иосиф обручник – потомок Давида через Соломона, по Луке – через Нафана.

Таким образом, родословие, приведенное евангелистом Лукой, длиннее, чем приведенное евангелистом Матфеем. Имена, указанные от Давида до Салафииля и от Зоровавеля до Иосифа, по обоим родословиям разные.

Епископ Михаил (Лузин) поясняет: «Самое вероятное объяснение этих разностей – объяснение законом ужичества, по которому брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был взять его вдову и от нее продолжать род; рожденные таким образом дети имели как бы двух отцов: одного по плоти, другого по закону (умершего). Таким образом Салафииль называется у евангелиста Матфея сыном (по закону) Иехонии – бездетного, а евангелист Лука называет отца его по плоти Нирия, который восстановил род бездетного Иехонии. От усыновленного Салафиилю Зоровавеля родились Авиуд и Рисай, и евангелист Матфей ведет родословие по первому, а евангелист Лука по второму, точно так же как первый ведет родословие от Давида чрез Соломона, а последний через Нафана, и по этим двум линиям – первый доводит родословие до Иакова, а последний до Илия, которые оба называются отцами Иосифа обрученника, что произошло так: Илий, сын Матфата, умер бездетным, Иаков, сын Матфата, его ближайший родственник, от его вдовы восстановил его род, родив Иосифа, который таким образом по плоти был сын Иакова, а по закону – Илии».

Строки сегодняшнего евангельского чтения указывают нам на то, откуда пришел Спаситель, кто Он и куда идет. Христос приходит в мир, даруя Новый Завет, который вновь выстраивает некогда утраченные отношения человека с Небесным Отцом. Ценой Своей жизни Господь спасает всех своих прародителей до Адама, а в Адаме спасает каждого его сына и дочь, то есть каждого из нас.

Родословие Господа нашего Иисуса Христа указывает и нам путь, к которому мы призваны: путь спасения. Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что каждому из нас открыт путь на Небо, главное – не отвергнуть это спасение.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 
Нравится