4 октября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 1–15.
4.1. Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
4.3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4.4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
4.5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
4.6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
4.7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
4.8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
4.9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
4.10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
4.11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4.12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
4.13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
4.14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
4.15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
(Лк. 4, 1–15)
Сегодня, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, за богослужением читается Евангелие от Луки.
После Крещения Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1) по воле Бога для проверки истинности Его веры и преданности.
Пользуясь удобным для искушения временем, когда Иисус взалкал после сорокадневного поста, сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (Лк. 4, 3). Но Христос отверг этот лукавый совет словами Моисея – сказанными относительно манны, которой сорок лет Бог питал народ Свой в пустыне:
…Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек (Втор. 8, 3).
Под «словом» здесь надо понимать благую волю Божию, промышляющую о человеке. Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не Своих собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не мог бы быть примером для нас. Повторяя часто это чудо, Он мог бы увлечь за Собой всех людей, требовавших тогда “хлеба и зрелищ”, но эти люди не были бы надежны для […] свободного Царства Божия. Цель Его была та, чтобы люди свободно шли за Ним по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами».
Потерпев поражение при первом искушении и приступая ко второму, диавол развернул перед взором Христа картину всех царств земли и сказал: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лк. 4, 6–7). И это было прямым предложением восстать против Бога и стать на сторону сатаны, воздавая ему почести, какие воздавали вассалы своему господину.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Вследствие грехопадения людей, мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства: Единый же владыка всего – Бог».
Но в ответ Христос сказал: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лк. 4, 8). Господь цитирует слова, некогда обращенные к народу Израиля в пустыне:
Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор. 6, 13).
Тем самым Спаситель указал на то, что Он не признает власти сатаны над миром, потому что вселенная принадлежит Господу Богу, и Ему Единому подобает в ней поклонение.
Искушая Христа в третий раз, диавол сказал: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк. 4, 9–11).
Конечно, путь, на котором человек пытается привлечь на свою сторону людей, обещая им чудеса, ведет в никуда, потому что нужно совершать все новые и более невероятные вещи, чтобы сохранить свою власть и силу. А потому Христос величественно отразил и это нападение словами: сказано: не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4, 12). Таким образом, отказавшись подвергать Бога испытанию, Он показал, что вера не ищет доказательств, но полагается на спасительную силу Божию.
Как часто и нас в трудные минуты жизни искушает диавол, стремясь сбить с истинного пути и тем самым разорвать живую связь с Богом. Нам же, дорогие братья и сестры, следует отражать эти нападки, всегда обращаясь к Тому, Кто смог достойно противостоять диаволу, открывая и нам путь ко спасению.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)