5 октября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 16–22.
4.16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
4.17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
4.18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
4.19. проповедовать лето Господне благоприятное.
4.20. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
4.21. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
4.22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
(Лк. 4, 16–22)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу, где Ему предложили взять на себя чтение из Книги пророка Исаии. Господу подали книгу, представлявшую собой пачку обвернутых вокруг скалки листов, завязанную шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки скалок были все наверху, и на каждой было написано название священной книги, так что их легко было находить при надобности.
Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так:
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Конечно, под “летом” понимается Мессианское время спасения для израильского народа и для всего человечества. Замечательно, что в этом пророчестве Исаии содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете: во-первых, пророческое помазание обозначено словами: благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем; во-вторых, царское: проповедывать (возвещать) пленным и т.д. – все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и в-третьих, первосвященническое: проповедывать лето… т. к. наступление юбилейного года возвещали священники по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник».
Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19). И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное лето, то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос – принес, следовательно, для душ лето приятное».
Необходимо отметить, что в русской Синодальной Библии в словосочетании лето Господне оставлено без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идет о времени, называемом День Господень. Это время, когда Бог посетит народ Свой, то есть пошлет давно ожидаемого Мессию, Который, в отличие от всех пророков, является не только проповедником истины, но Самой Истиной, Искупителем, единственным имеющим власть прощать грехи на земле.
Борис Ильич Гладков замечает: «Доказывая затем, что писание это действительно исполнилось, призывая Своих слушателей к покаянию, давая им новую заповедь любви, и вообще разъясняя им, что надо разуметь под Царством Мессии и Царством Небесным и какими средствами можно достигнуть того и другого, Иисус, казалось бы, не оставил в Своих слушателях ни малейшего сомнения в том, что Он есть Тот давно ожидаемый Избавитель, о Котором говорили все пророки».
Господь пришел в мир, чтобы принести радость от общения с Богом и мирное состояние духа, освободить людей от тяжести греха, благовествовать о победе над врагом рода человеческого и о наступлении вечного Царствия Божия. Но только тот, кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, получает благодать благоприятного лета Господня . И это, дорогие братья и сестры, совершается во всех искренно верующих и действующих по вере.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)