Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - 7 октября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 31–36.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

7 октября.Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 31–36.

4.31. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

4.32. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

4.33. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

4.34. оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

4.35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

4.36. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

(Лк. 4, 31–36)

 

Господь приходит в город под названием Капернаум. Нам хотелось бы узнать о Капернауме как можно больше (или хотя бы столько же, сколько о Назарете), но мы даже не знаем точного месторасположения на берегу Геннисаретского озера города, в котором Иисус Христос совершил столько великих деяний.

Некоторые исследователи предполагают, что свое название город получил от словосочетания «Кфар Нахум», что переводится как «деревня Наума». В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ» [Кафарнаум]. А блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие переводит название как «дом утешения». Наум от еврейского Нахум (ивр. ‏נחום) значит – «утешенный».

Город был основан примерно около двух с половиной тысяч лет назад. К I веку нашей эры он процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. После завоевания Израиля римлянами в городе стоял отряд легионеров.

Капернаум был местом рождения апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

Именно сюда пришел Господь после того, как оставил Назарет. И город стал центром проповеднической деятельности Христа, здесь Он совершил многие из своих чудес: исцелил лежащую в горячке тещу апостола Петра, призвал к апостольскому служению Матфея, исцелил находящегося при смерти слугу римского сотника.

Но сегодня мы становимся свидетелями другого чуда Спасителя – исцеления бесноватого в синагоге.

Власть и чудеса Иисуса из Назарета изумляли народ, и это неудивительно. На Востоке было много людей, обладавших способностью изгонять демонов, но они пользовались при этом таинственными и непонятными средствами. Встречается, к примеру, подобное описание: чародеи подвешивали к носу больного кольцо, читали длинные заклинания, а потом в поставленном рядом тазике с водой вдруг раздавался всплеск – и нет демона. Как отличаются эти дикие атрибуты от одного-единственного повеления, произнесенного Христом!

Людей поражал огромный авторитет Спасителя, который был чем-то совершенно новым. Раввины в процессе обучения подкрепляли каждое свое утверждение цитатами. Они всегда говорили: «Есть пословица, что...» или «Такой-то раввин сказал то-то...», то есть всегда взывали к авторитету. Когда говорили пророки, они заявляли: «Так говорит Господь Бог». Иисус же говорил: «Я же говорю вам». Ему не нужен был иной авторитет, чтобы подтвердить Свои слова. Авторитет и власть были воплощены в Нем.

Итак, после проповеди Христа в синагоге в одном из слушавших обнаружился бес, который закричал:  О ставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий  (Лк. 4, 34). Нечистый дух ощущал Божественную благодать, исходящую от Христа, и вольно или невольно засвидетельствовал святость Спасителя, называя Его  Святый Божий . Но Господь никогда не принимал свидетельств о себе от злых духов, поэтому запрещает ему, говоря: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему (Лк. 4, 35).

Блаженный Феофилакт рассуждает: «Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, которые исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: “замолчи”; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно диким животным, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него».

В сегодняшнем евангельском чтении нам открывается великая сила слова Иисуса Христа. Он – Спаситель, дарующий жизнь. Мы же с вами, слушая каждое слово Господа, постараемся сохранять его в своих сердце и уме, чтобы этим словом Божиим противостоять любому бесовскому искушению.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 
Нравится