11 октября.Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 33–39.
5.33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
5.34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
5.35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
5.36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
5.37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
5.38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
5.39. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
(Лк. 5, 33–39)
Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. А потому книжники и фарисеи, приводя в пример учеников Иоанна Крестителя, спросили Христа: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? (Лк. 5, 33).
Отвечая на поставленный вопрос, Христос привел известные образы иудейской свадьбы. Правило раввинов гласило: «Все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения всех тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье». И, следовательно, гости брачного пира были освобождены от всякого поста. Поэтому, сравнивая Себя с женихом, а Своих учеников – с ближайшими друзьями жениха, Спаситель замечает: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34).
Блаженный Феофилакт пишет, что Своими словами Христос как бы говорит: «… ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть».
Таким образом, Спаситель возвращает посту его изначальный, духовный смысл. Когда рядом Господь, радость от встречи и общения с Ним заставляет забыть обо всем. Но когда закончится пребывание Христа с учениками, для них наступит время поста.
Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит следующий пример: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5, 36). Новая ткань садится после стирки, и значит, заплата из нее еще больше тянет и, следовательно, совсем разрывает старую ткань.
Евфимий Зигабен замечает, что этим примером Спаситель желает сказать: «… Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на них суровости и тяжести поста, чтобы они еще более не ослабели, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим».
Приводя другой пример, Христос говорит: никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое (Лк. 5, 37–38). В древности люди хранили вино в шкурах, а не в бутылках. Мех представлял собой вместилище для вина – мешок, изготовляемый из цельной кожи ягненка, барана или вола. Когда молодое вино наливали в мехи, оно все еще бродило и газы давили на стенки шкуры. Новые мехи были эластичны и под давлением растягивались без всякого вреда. Старые же со временем грубели и теряли свою гибкость, и если в них наливали новое, еще не перебродившее вино, они не растягивались и могли разорваться.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих».
Этими словами Спаситель также наставляет Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников.
Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина основывается на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься сыны чертога брачного , потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)