17 октября.Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 37–45.
6.37. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
6.38. давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
6.39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
6.40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
6.41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
6.42. Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6.43. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
6.44. ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
6.45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
(Лк. 6, 37–45)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, начинаются со слов, известных даже далеким от христианства людям: Не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). И далее Господь добавляет: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37).
Александр Павлович Лопухин, размышляя над этими словами Спасителя, пишет: «Не осуждайте – выражение более сильное, чем не судите. Осуждать – значит не ограничиваться мелкими, оскорбительными для другого, замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить в слух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор».
Другими словами, Господь призывает нас не произносить над кем-либо в этом мире приговора, осуждающего человека за грехи. Далее Господь для примера приводит притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39). Эти слова Спасителя относятся ко всем тем, кто, сам имея грехи, осуждает за эти же грехи ближнего, указывая на некий путь к исправлению.
Блаженный Феофилакт замечает: «Если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь?»
Также Господь указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает нас: мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; но также надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего не знаем сами.
Следующие слова Евангелия, кажется, были сказаны Христом не без юмора: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Лк. 6, 41). Господь учит, что никто не имеет права осуждать других, если сам не отличается безукоризненным поведением. Поэтому и вопрошает святитель Афанасий Великий: «Если у самого тебя в оке бревно непотребства, то можешь ли, будучи слепым, предостеречь брата своего от сучка малого греха?»
Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам, ибо всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6, 44) . Благие слова никогда не заменят благих дел. В конечном счете из наших уст исходит то, чем переполнено наше сердце. Уста не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божиему.
Преподобный Максим Исповедник наставляет: «Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братьям. Милость Божия к нам сокрыта в нашем сострадании к ближним».
Так, дорогие братья и сестры, Господь учит нас тому, что нужно, не обращая внимания на окружающих людей, иметь мудрость внутреннего рассуждения о самих себе и своей жизни, и, уж тем более, не произносить никакого суда, дабы самим не попасть под осуждение Божие. Христос для нашего спасения приводит в пример не грешников этого мира, а Самого Себя как доброго и милостивого Учителя, дабы мы, взирая на плоды Его любви, стремились бы сами быть сокровищницами этого добра.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)