Апостольская проповедь
Рост христианской общины требовал от апостолов постоянных забот и усилий по ее организации и благоустройству. В помощь апостолам было избрано 7 диаконов, над которыми был совершен чин рукоположения (Деян. 6. 1-6). Самым выдающимся среди них был Стефан.
Как сказано в книге “Деяний апостольских”, “Слово Божие росло , и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненый веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе”. Ему суждено было стать и первым мучеником за новую веру.
Дело в том, что первоначально в Иерусалиме и за его пределами христианство распространялось исключительно среди иудеев, и принявшие крещение сохраняли на первых порах и все прежние, ветхозаветные обычаи. Но ведь Христос заповедал апостолам “крестить все народы”. Для выхода с проповедью к язычникам, носителям иных этнических и культурных традиций, нужно было преодолеть иудейские предрассудки.
Предметом спора стал вскоре сам иерусалимский Храм с его жертвоприношениями, о прекращении которых с пришествием Христа говорили наиболее решительные из христиан. Первым и ярким выразителем этих взглядов и выступил архидиакон Стефан.
Со стороны фанатически настроенных иудеев возник ропот. Синедрион, подстрекаемый фанатиками, обвинил Стефана в том, что он будто бы произносит “хульные глаголы на Моисея и на Бога... на святое место сие и на закон... что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей” (Деян. 6.11, 12 и 15). Стефан не оспаривал божественного происхождения храма и закона, но утверждал необходимость их отмены с пришествием Иисуса Христа. “Всевышний не в рукотворных храмах живет”, - говорил он, и лицо его “сияло, как лицо Ангела”.
…Его осудили на смерть. Вывели за гордские ворота, которые и теперь в Иерусалиме называются Стефановыми, и по обычаю побили камнями.
Стефан еще не призывал к миссии среди язычников, но своей бесстрашной проповедью, запечатленной мученическою смертью, проложил ей путь.
Следующий шаг сделал его соратник, из числа тех же Семи Диаконов, Филипп. Он проповедовал в Самарии и по берегу Средиземного моря.
Филипп просветил и крестил эфиопского сановника, евнуха. Об этом рассказывается очень подробно в книге Деяний Апостольских (8.26). И понятно — почему. Евнух не был иудеем. Следовательно его крещение свидетельствовало уже о преодолении разделения между иудеями и язычниками. Вскоре последовало крещение апостолом Петром римского сотника (центуриона) Корнилия в Кесарии Приморской (Деян. 10). Впервые членом Христианской Церкви стал представитель римской власти, армейский военачальник.
Дальнейший решительный шаг произойдет в Антиохии, где учение Христа распространялось среди чистых язычников. Именно для обозначения членов Антиохийской общины, образовавшейся из местных язычников, было придумано и пущено в оборот их языческими противниками название “христиане” (Деян. 11.26), которому суждена была долгая и славная история.
Это обозначение, само его возникновение безошибочно доказывает, что новая община в Антиохии уже радикально отличалась в глазах местного населения от хорошо всем знакомого иудейства. И хотя христиане из язычников мирно уживались в Антиохии с христианами из иудеев, противоречия были неизбежны. Развитие Церкви требовало, чтобы она окончательно вышла из ветхозаветных детских пеленок. Превратить христианство не на словах лишь, а на деле в свободную для всех, универсальную мировую религию призван был апостол Павел. Неслучайно он вошел в историю с именем “Апостол язьнков” – т.е. языческих народов.
Апостол Павел (его еврейское имя было Савл) родился в городе Тарсе в иудейской фарисейской семье из колена Вениаминова (Флп. 3, 5), но имевшей римское гражданство. “Еврей от евреев”, “фарисей, сын фарисея”, - так будет он сам называть себя впоследствии.
Он учился в Иерусалиме в училище Гамалиила (Деян. 22, 3), в котором наряду с Законом изучались также греческий язык и литература. Отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам.
Когда вскоре после Вознесения начались первые гонения на учеников Господних в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей (Гал. 1, 13), участвовал в казни первомученика Стефана. Но на пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, произошло его чудесное обращение.
Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению.Пораженный физическою слепотою, внутренно прозревший, он снова, чрез три дня, получил чудесно зрение чрез христианского ученика Ананию и крестился. С того времени Павел стал дерзновенным проповедником Евангелия, перенес множество испытаний, потрудился более других апостолов (2 Кор. 11, 23—32) и был удостоен Церковью вместе с Петром наименования первоверховного апостола.
Но это впереди. А пока для решения наболевших проблем в Иерусалиме в 51 г. нашей эры был созван Апостольский Собор.
Иудео-христианами был поднят вопрос — при каких условиях язычники могут вступать в христианскую Церковь. И решался он ими однозначно: в пользу верности Ветхому Завету. Язычников, говорили они, можно принимать в Церковь только при условии обрезания и вообще соблюдения Моисеева закона (Деян. 15.1). Павел и его немногочисленные сторонники утверждали, что Моисеев закон для христиан из язычников – да и для христиан из евреев – не обязателен.
Позже апостол Павел так рассказывал о Соборе в своем “Послании к галатам”:
“Ходил же <в Иерусалим> по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным” (Гал. 2, 2-10).
Итог обсуждений на Соборе подвел его председатель, предстоятель Иерусалимской Церкви апостол Иаков Брат Господень. Он призвал язычников-христиан воздерживаться только от чисто языческих обычаев: “от идоложертвенных, и крови, и удавленины, и блуда ” и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15.29). Относительно же иудео-христиан предполагалось, что они попрежнему будут исполнять закон Моисея.
Постановление Иерусалимского Собора было послано чрез посланников Антиохийских, усиленных еще посланными от Собора — Иудою, Варнавою и Силою, Антиохийской церкви. Оно начиналось словами : “Апостолы и пресвитеры — братья, — находящимся в Антиохии и Сирии и Киликии братьям из язычников, радоваться”.
Апостольский собор в Иерусалиме определил на века главный принцип высшего церковного управления - соборность. Собор решал кардинальный вопрос о соотношении в Церкви "христиан из иудеев" и "христиан из язычников". Из первоначальной общины рождается Церковь Нового Завета, отменяющая для своих членов исполнение правил Ветхого. Как сказано в Евангелии, "не вливают нового вина в старые мехи".