Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Создание Евангелий
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Создание Евангелий

 

В прошлой передаче из истории христианской Церкви мы расстались с вами на воспоминании об Апостольском Соборе, который состоялся в 51-ом году нашей эры. А сегодня обратимся к событиям второй половины первого века христианства.

Это было время создания Евангелий. В истории человечества оно отмечено немалыми потрясениями и знаменательными событиями. Грозным символом стали для современников святых апостолов три великие катастрофы:

Год 64-й. Невиданный пожар почти полностью уничтожил Рим. Лишь после станет известно, что этот зловещий замысел осуществил император Нерон, чтобы обвинить в нем христиан, а затем истребить их.

Год 70-й. Римские войска штурмом взяли Иерусалим. Произошло предсказанное Спасителем разрушение Ветхозаветного Храма.  

Год 79-й. Гибель трех городов великой империи — Помпей, Геркуланума и Стабий, погребенных под лавой и пеплом вулкана Везувий.

Могло казаться, будто сама планета, на кровавом разломе тысячелетий, «стряхивает» с себя, как сказочная «Рыба-Кит», города и веси прежней, «не нашей» эры, храмы и религиозные центры «не нашей» веры. Очевидец события Плиний Младший в письме к историку Тациту так писал об извержении Везувия и гибели городов: «Одни оплакивали свою гибель, другие молились о смерти. Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов нигде больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь».

Утверждая, что «Богов больше нет...» вчерашние язычники в грохоте войн и катаклизмов не сразу заметили, что в мире уже возникло и действует новое таинственное учение, проповеданное Иисусом Христом. Это учение побеждает без принуждения и насилия, оно убеждает без пышных фраз и ораторской казуистики. Оно несет людям иные ценности, которые многим кажутся странными.

Евангелие так повествует об этом:

... Однажды Он взошел на гору и, когда Его обступили ученики, начал говорить:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 1-10).

Заповеди Нагорной проповеди резко отличались от ветхозаветных Моисеевых десяти заповедей. Ведь каждая заповедь Моисея представляет собой жесткий запрет: «Не убий!», «Не укради!», «Не пожелай жены ближнего своего!», «Не произноси имени Бога твоего всуе!» Нарушение заповеди — это в буквальном смысле «преступление». Этими законами-запретами со всех сторон был огражден ветхозаветный иудей.

Совсем по-другому учит Христос. Не запрет — а побуждение к добродетельности, не угроза наказания, а обещание блаженства.

И при этом человеческая этика, которая до сих пор представлялась нормальной, словно вывернута наизнанку. Разве приходит кому-нибудь в голову, что счастлив, а по-евангельски — «блажен» — не тот, кто богат, а тот, кто нищ? Не тот, кто смеется, а тот, кто плачет? По евангельскому учению это именно так. Более того, сами радость и счастье трактуются не как «награда» и «воздаяние», а как естественное состояние человека, «чистого сердцем» и делающего добро. Тот, кто поступает по заповедям Христа не только в будущей жизни будет награжден «блаженством» за сотворенные дела. Само исполнение заповедей, сама эта трудная, слезная, до кровавого пота работа и есть, для христианина, награда и блаженство.

Поэтому: блаженны нищие... плачущие... гонимые...

Трудно поверить, что это писалось во времена Калигулы и Нерона, римского завоевания Британии и Иудейской войны. К тому же писалось не великими писателями и философами, а простыми галилейскими рыбаками, которые лишь совсем недавно были призваны стать апостолами, то есть «посланниками» — нового учения. Писалось не в далекой Палестине, а в Риме, Греции, Эфесе — центрах античной образованности.

Так, Евангелие от Марка было создано Евангелистом Марком в 62 году в Риме. Многие историки считали, что оно написано раньше других евангелий.

«Римская Церковь в шестидесятые годы стала центром дальнейшего излучения христианского благовестия, — пишет историк. — И из Рима продолжалось его победное шествие. Евангелие от Марка, написанное в Риме, в самой своей краткости звучит как Евангелие Победы».

Вдумаемся, а что такое вообще Евангелие?

Это исторический источник? Или литературный жанр? А, может это памятник религиозной мысли?

Да! И все это тоже.

У древних греков слово «Евангелие» первоначально озна­чало дар или награду за доброе известие. Впоследствии так стали называть саму благую весть.

Благая весть для христиан это откровение о спасении, о Но­вом Завете, то есть новом союзе Бога с человеком. Это откровение об искуплении человечества от власти греха Сыном Божиим Иисусом Христом, о Его добровольном страдании и Распятии, о смерти на Кресте, Воскресении и Вознесении.

Это откровение, воспринятое непосредственными учениками и апостолами Христа, сохранялось устно в предании первых христианских общин и лишь позже, спустя десятилетия, было записано апостолами.

Как смогли они сохранить слова Учителя в своей памяти? В этом сказалась таинственная сила Евангелий. Христос обещал ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26)». Весь Новый Завет свидетельствует об исполнении этого обетования. Апостолы и Евангелисты лишь передали нам то, что н а п о м н и л им Дух Святой из жизни и бесед Учителя. Под действием благодати — особой, божественной энергии —они стали способны видеть и понимать даже то, чего не понимали при жизни Иисуса Христа. Более того, они смогли также верно и просто передавать это другим.

Именно это качество книг Нового Завета богословы и называют богодухновенностью.

Но, разумеется, в историческом смысле Евангелия являются также и памятниками своего времени. Четыре евангелиста пи­сали самостоятельно, каждый для своего читателя, сообразуясь с ис­торическими обстоятельствами проповеди и особенностями среды. Первые три евангелиста — Матфей, Марк и Лука следуют в своем повествовании единому плану: вступление, Крещение Иисуса Христа, Его проповедь в Гали­лее, путь в Иерусалим, события, связанные с крестными страдани­ями и Воскресением. Этих евангелистов называют синоптиками, а их Евангелия — синоптическими, потому что они дают совместное параллельное повествование о жизни Иисуса Христа.

Евангелие от Иоанна отличается от трех первых. Оно восполняет их как по фактическому содержанию, так и по глубине философского учения. Иоанн старается говорить почти только о том, о чем не сказано у других Евангелистов. Ведь он писал позже всех, глубоким старцем, на рубеже первого и второго века нашей эры. Значение его в истории в том и состоит, что он завершил письменное творчество Апо­стольской Церкви. Как последний свиде­тель и участник евангельских событий, Иоанн подтвердил и удостоверил истинность написанных до него Евангелий и апостольских посланий.

Евангелисты не ставили перед собой задачу описать непременно всю жизнь и благовестие Христа. Они старались донести до нас самое главное — свою веру во Христа. В завершение своего евангелия апостол Иоанн свидетельствует: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».

 
Нравится