Сквернословие — дурная привычка? Отсутствие культуры? Признак повышенной эмоциональности? Или преступление перед Богом?
28 Февраль 2013
В этом вопросе Церковь, называя это грехом, остается в подавляющем меньшинстве. Мы не просто морализаторы или ставим себя нравственным мерилом. Об этом говорит Библия: Ветхий завет, Евангелия, Апостольские послания… Они так много говорят об этом, что можно нам замкнуть свои уста, взять в руки Библию — и большими цитатами доказывать, что сквернословие — это чудовищная вещь.
В Евангелии от Матфея, например, очень многое говорится о сквернословии: что каждый человек может оправдаться и осудиться на Страшном суде за свои слова, что не страшно то, что входит в уста, а то, что исходит из уст.
Апостол Павел говорит Ефесянам о гнилом слове, за которое будут судить человека.
«Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:5-8).
Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова( это17 век т.е. через шесть столетий после крещения Руси – а этому великому поворотному в судьбе русского народа и Российского государства событии исполняется в этом году уже 1025 лет) услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни…
Потом пришли иные времена, о которых и говорится в романе Достоевского «Братья Карамазовы» -«Бога нет, значит все дозволено». Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов.
В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Теперь же «нелитературные выражения» преодолели барьер цензуры, грязными ручьями вливаясь в кино, театр, на страницы книг и журналов.
От скверных слов из скверных уст
Земля становится бесплодна!
Но вот служители искусств
Внушают: «Модно и народно».
И непечатные слова
Печатают в «изящной» прессе –
И не растет уже трава
И сохнут елки в темном лесе.
И оскорбленный детский слух
Гноится мерзкими словами,
Питается нечистый дух
В таком нечестии и сраме.
И воспевается порок
На унижении святого.
Есть Слово – Бог. И в слове – Бог
Есть антибог. И антислово.
Так не поганьте же уста,
Ведь речь, как Русь, как мать – свята.
Нина Карташева
Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово — это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.
Встреча показала, что студенческая молодежь г.Камышина понимает всю пагубность этой словесной заразы и свою ответственность личную и социальную за исправление ситуации , сложившейся в употреблении сквернословия и просто мата в современной России.
На снимках внизу: фрагменты этой встречи.
назад к списку новостей